Введение
ГЛАВА 1. Экологическая тропа как средство экологического образования в начальной школе
1.1 Экологическая тропа: история и методика ее применения в начальной школе
1.2. Особенности формирования предметных знаний о природе у младших школьников
1.3 Экологическое образование: определение, направление, формы и методы
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по формированию знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
2.1.Анализ учебно-методического комплекса «Школа России»
2.2. Диагностика уровня сформированности знаний о природе у детей младшего школьного возраста. Констатирующий и контрольный этапы
2.3. Диагностика уровня сформированности знаний о природе у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям современных научно-педагогических исследований. Изменение экологических условий на планете вследствие дисгармонии взаимодействия общества и природы, развития многоплановой деятельности в области природообразования обусловило возникновение многочисленных социально-экологических проблем, одна из которых – подготовка экологически грамотного жителя планеты, способного внести свой вклад в решение сложных задач по сохранению, обеспечению гармонии социальной и природной среды.
Экологическое образование реализуется посредством систем форм организации образовательного процесса. Как показывает практика, эффективным методом экологического образования являются формирующие экскурсии, походы, прогулки, причём, с использованием различных форм внеклассной работы (игрой, различными конкурсами и соревнованиями и т.д.). При этом используются вблизи расположенные природные объекты (лес, роща, река, улицы родного села).
Экологическая направленность обучения детей младших классов позволяет активно приобщаться к исследовательской работе своего края, изучению окружающего мира. Коллективные прогулки, походы, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, глубокого понимания моральных ценностей и принципов социального образа жизни. В процессе проведения их ребята знакомятся с окружающей природой, закономерностями её развития, посещают расположенные недалеко исторические места, узнают много нового.
Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка. Одной из форм экологического образования в начальной школе является экологическая тропа.
Экологическая тропа в образовательном учреждении - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования, воспитания и пропаганды правильного поведения в природном сообществе. Правильно организованная познавательная деятельность на экологической тропе позволяет раскрыть обучающимся их творческие способности, соединить умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране природы родного края, что дает возможность применять знания по экологии, биологии, географии, химии, физике на практике.
Таким образом, объективно существует противоречие между потребностями практики формирования экологических представлений и понятий и степенью изученности и научной обобщенности накопленного опыта по осуществлению процесса формирования представлений и понятий детей младшего школьного возраста. Исходя из указанного, проблему исследования составляет особенности формирования и развития понятий, обеспечивающих эффективность природоведческого образования детей младшего школьного возраста.
Цель данного исследования – создание экологической тропы как средства получения предметных знаний по окружающему миру в начальной школе.
Актуальность исследования. Использование экологических троп в образовании на уроках окружающего мира способствует обучению младших школьников приемам осмысленной экологической деятельности, поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения.
Объект исследования – процесс использования экологической тропы в качестве инструмента формирования предметных знаний по окружающему миру обучающихся в начальных классах.
Предмет исследования – экологическая тропа.
На основании цели, объекта и предмета данной работы нами был сформулирован комплекс задач:
1. Изучить историю возникновения экологической тропы и рассмотреть методику ее применения в начальной школе
2. Определить особенности формирования предметных знаний о природе у младших школьников
3. Определить направление, формы и методы экоолгического образования в начальной школе
4. Провести анализ программы и учебников по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова учебно-методического комплекса «Школа России»
5. Определить уровень сформированности знаний о природе у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования
6. Разработать перечень экологических троп для использования предметных знаний окружающего мира у младших школьников
7. Провести анализ уровня сформированности знаний о природе у детей младшего школьного возраста на заключительном этапе исследования
База исследования: ГКОУ ВО «Гусь-Хрустальная общеобразовательная школа-интернат».
Гипотеза – приобретение предметных знаний по окружающему миру обучающихся в начальных классах будет более эффективным, а их уровень выше, при условии одновременного проведения уроков по предмету и практических занятий и наблюдения на экологической тропе.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Приказ Министерства образования и науки РФ N-373 от 06.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/
Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549798/
Афонин А.В. Экологические тропы России / А.В. Афонин. – М.: ПК Литфонда России, 1993. – 36 с.
Бакланова С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы / С.Л. Бакланова // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3. – С. 208
Бешко Н. Экологическая тропа: методическое пособие для учителей / Н. Бешко, К. Иботова, У. Умарходжаева. – Ташкент, 2010. –59 с.
Борейко В.Е. Дорога к заповеднику / В.Е. Борейко. – М., 1996. – 120с.
Букреева И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева, Н.А. Евченко // Молодой ученый. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/43/5286/ (дата обращения: 08.10.2017).
Васина О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры / О.Н. Васина, О.Н. Паномарева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – С.711-713.
Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы / Н.Л. Глазырина // Вестник ЧГПУ. – 2014. – №5. – С. 38-49
Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
Железнова Е.В. Формы организации деятельности учащихся на экологической тропе / Е.В. Железнова. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2013. – Т.15. – С.128-132
Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2007. – C.48-53.
Лебедева О.В. ФГОС школьного образования: проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе / О.В. Лебедева, И.В. Гребнев // Вестник нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. – 2013. – №5. – С.106-112.
Маладаева О.К. Экологическая тропа как форма экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности / О.К. Маладаева, Т.Б. Цырендоржиева // Вестник Бурятского университета. - 2010. - № 4. - С.45-47.
Мардасова, Е. В. История создания экологических троп / Е. В. Мардасова // Образование без границ: сб. материалов Азиатского студ. форума, 27-30 июня 2012 г., Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2012. - C. 119-122.
Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2014. - 156 с.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для пед. вузов / С. Н. Николаева. - М.: ACADEMIA, 2016. -336 с.
Полищук В.Н. Экологическая тропа как форма экологического образования школьников / В.Н. Полищук, Т.Б. Туча // Форум молодых ученых. Саратов: ООО «Институт управления и социально-экономического развития», 2017. - №3 (7). – С.374-378
Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке / Н.И. Ремизова // Биология в школе, 2013. - №6. – С.17-27
Свиридова Е.М. Внеклассное занятие «Экологическая тропа» / Е.М. Свиридова, Е.А. Романова // Эксперимент и инновации в школе. –2014. – №32. – С.17-22.
Солодянкина Т.В. Проект «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи» / Т.В. Солоднякина, О.М. Железняк, О.Г. Самойленко, М.М, Гариева // Молодой ученый. - 2018. - №6. - С. 194-198.
Федорцова П.С. Экологическая тропа как форма экологического образования и воспитания // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section109.html
Чижова В.П. Определение допустимых нагрузок на туристско-экскурсионных маршрутах / В.П. Чижова // Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. Тула: Гриф и К., 2015. С. 99–107
Чижова В.П. Учебные тропы природы / В.П. Чижова, А.В. Добров, А.Н. Захлебный. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.
Чижова В.П. Экологическое образование (учебные тропы) / В.П. Чижова, Е.Г. Петрова, А.В. Рыбаков // Общество и природа МГУ, 1981. – 55-59
Чижова, В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях / В.П. Чижова – М.: Экологопросветительский центр «Заповедники», 1997. – 128 с
Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2015. - 186 с.