ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
3 РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
4 ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ, ЕЕ ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ опыта педагогов показал, что проведение природоохранных экскурсий с экологической направленностью дает положительные результаты в плане нравственного воспитания детей, формирования эстетических взглядов, бережного отношения к окружающей природе. Итак, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс учебных задач в школе. Существуют большие педагогические возможности для проведения экскурсий по изучению природы, которые играют важную роль в формировании экологических знаний о природе. Существует очень мало исследований о важности методов обучения в биологическом образовании и экологическом образовании, включая обучение на открытом воздухе, для содействия устойчивому развитию ребенка.
Целью работы – провести оценку использования экскурсии для повышения эффективности образования школьников.
Задачи:
1. рассмотреть основные аспекты использования экскурсии для повышения эффективности образования школьников.
Объектом исследования данной работы является экскурсия как форма обучения биологии.
Предмет исследования – особенности использования экскурсии в процессе обучения биологии.
Задачи исследования
- рассмотреть понятие экскурсии;
- выделить методические особенности экскурсии как формы образования;
- обосновать возможность использования экскурсии в интересах повышения эффективности образования учеников.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что экологическое образование является одним из важнейших направлений современного образовательного процесса. формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Ее результатом должно стать не только приобретение определенных знаний и умений, но и развитие эмоциональной отзывчивости, способности и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду [1].
Герд, ВА. Экскурсионное дело [Текст] / ВА. Герд. - M.: Прогресс, 2009. - 340 с.
Добрина, H.A. Экскурсоведение [Текст]: учеб. пособие. - M.: Флинта: MПCИ, 2012. - 286 с.
Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б.В. Емельянов; Рос. Mеждунар. A^. Туризма. - M.: Советский спорт, 2009. - 2016 с.
Потаева, Г.Р. Инновации в экскурсионном (познавательном) туризме [Текст] / Г.Р. Потаева // Сб. метод. рекомендаци. - Mинск: Белорусский гос. ун-т, 2007. - С. 265-307.
Алейников А. А. Состояние популяции и средопреобразующая деятельность бобра европейского на территории заповедника «Брянскийлес» и его охранной зоны : автореф. дис. ... канд. биол. наук. Тольятти, 2010. 22 с.
Еник Ян. Иллюстрированная энциклопедия лесов / пер. В. Фельдман. Прага, 1987. 431 с.
Сластенин ВА. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / ВА. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. ВА. Сластенина. - M.: Aкадемия, 2002. - 576 с.
Дашкова Е.В. Гуманизация образования: экскурсия как педагогический процесс / Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6 (49). - С. 113-116.
Жидкин В. И., Маркинов И. Ф., Якунчев М. А. Экологический аспект в преподавании биологии в школе и вузе // Интеграция образования. 2014. №4 (77). С. 110-115.
Кушнир Т. Л. Формирование у подростков ответственного отношения к природе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 27 с.
Кедрова, И. В. Специфика методики экскурсионной работы и ее совершенствование [Текст] /И. В. Кедрова // Сетевой научно-практический журнал «Научный результат». Серия Технологии бизнеса и сервиса. 2016. № 2. С. 22-27. Режим доступа: http://www.belsu-research-result.ru/images/issue2/business/business2.pdf (дата обращения: 01.12.2020).
Мальчевский А. С. Орнитологические экскурсии. Л., 1981. 296 с.
Кедрова, И. В. Совершенствование теоретических основ экскурсоведения: классификация экскурсий [Текст] / И. В. Кедрова // Сетевой научно-практический журнал «Научный результат». Серия Технологии бизнеса и сервиса. 2017. № 1. С. 3-10. Режим доступа : http://www.belsu-research-result.ru/images/issue2/business/business2.pdf (дата обращения: 03.12.2020).
Дашкова Е.В. Виртуальные экскурсии как средство современного педагогического процесса / Е.В. Дашкова, К.И. Стрюковская // Актуальные проблемы и перспективы развития туризма: материалы всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Актуальные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России - 2013», Екатеринбург, 5 апр. 2013 г. / ФГБОУ ВПО «Урал. Гос. Пед. Ун-т». - Екатеринбург, 2013. - С. 346-350.
Ермаков Д. С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы: метод. пособие для учителя. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 109 [1] с. - (Б-ка журн. «Биология в школе». - Вып. 10).
и другие источники