Введение
1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников при изучении геометрического материала
1.1 Понятие эстетического воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности изучения и использования геометрического материала в начальной школе
2. Анализ методики эстетического воспитания младших школьников на уроках математики
2.1. Применение эстетики в процессе решения математической задачи
2.2. Применение элективного курса, содержащего геометрический материал на уроках математики как средство формирования эстетического вкуса учащихся в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Проводимая Министерством образования и науки Российской Федерации реформа школы дала толчок для развития и кардинального изменения в структуре, содержании и в концептуальных образовательных основах. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года о развитии системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, развитие профессионального образования и формирование, в рамках обучения, гармонично развитой, нравственно ориентированной, осознающей важность самообразования и образование, личности [35].
В процессе формирования гармонически развитой личности школьника важное место занимает эстетическое воспитание. Роль математики как учебного предмета трудно переоценить в эстетическом воспитании учащихся, потенциал математики в этом плане огромен. Математика богата красивыми формулами, доказательствами, рисунками и чертежами. Формирование ценностной ориентации личности в ее стремлении к прекрасному через овладение ею действительностью при помощи геометрического материала, развитие творческих способностей учащихся и формирование их познавательного интереса, вырабатывание положительного опыта [25, С. 88].
В педагогике эстетическому воспитанию учащихся посвящены исследования: Ю.К Бабанского, Г.П. Бурса, В.А. Разумного, И.Ф. Харламова.
В теории и методике обучения математики вопросы эстетического воспитания учащихся на уроках математики отражены в исследованиях В.Г. Болтянского, В.Л. Минковского, Н.А. Рощиной, Г.И. Саранцева, Н.И. Фирстовой и др.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречиями между: требованиями, предъявляемыми к обязательным результатам освоения программы среднего (полного) общего образования по математике, и фактическим состоянием методики эстетического воспитания учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе.
Необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность проблемы диссертационного исследования: обоснование и разработка методики эстетического воспитания учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе, ориентированной на качественное усвоение ими знаний и умений согласно ФГОС.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика эстетического воспитания учащихся в процессе изучения геометрии в начальной школе.
Целью исследования является определение и теоретическое обоснование предлагаемой методики эстетического воспитания учащихся при обучении геометрии в начальной школе.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие эстетического воспитания в психолого-педагогической литературе;
2 выявить особенности изучения и использования геометрического материала в начальной школе;
3. изучить применение эстетики в процессе решения математической задачи
4. исследовать применение элективного курса, содержащего геометрический материал на уроках математики как средство формирования эстетического вкуса учащихся в начальной школе
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ программы, основных действующих учебников и учебных пособий по математике, изучение опыта работы учителей.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем определена и обоснована методика эстетического воспитания учащихся при обучении математике.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем изучено понятие эстетического воспитания и его задачи; рассмотрено понятие красоты в математике; раскрыты уровни красоты математического объекта; выявлены методические особенности формирования эстетического вкуса у учащихся при решении математических задач в общеобразовательной школе.
Практическую значимость результатов исследования составляют разработанные методические материалы: программа элективного курса «Математика и эстетика», направленная на эстетическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе;
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Азевич А. Двадцать уроков гармонии - М., Школа-Пресс, 1998. - 160 с.
Александрова Н. В. Математические термины: Справочник. - М.: Высшая школа, 1978. - 192 с.
Аленов М. М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X - начала XX века. - М., 1989. - 480 с.
Антоновский М.Я. Простота восприятия - важнейшая часть понятия наглядности// Математика в школе. - 1971. - №4. - С. 64-68.
Бендукидзе А. Д. Золотое сечение// Квант. - 1973. - №8. - С. 22-27.
Березин В. Н. Правильные многогранники/ /Квант. - 1973. - №5. - С.
26-28.
Болтянский В. Г. Паркет из четырехугольников// Квант. - 1989.- №11.- С. 56-60.
Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика// Математика в школе. - 1982. - №2. - С. 40-43.
Бородуля И. Т. Тригонометрические уравнения и неравенства: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1989. - 239 с.
Бржозовский М. И. Уравнения орнаментов// Квант. - 1972 - №7 - С.14-19.
Вагутен В. Н. Правильные многогранники и повороты//Квант. 1989. -№10 .- С.46-51.
Васютинский Н. А. Золотая пропорция. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 238 с.
Вейль Г. Симметрия. - М.: Наука, 1968. - 192 с.
Волошинов А. В. Союз математики и эстетики// Математика в школе. - 2006. - №7. - С. 62-67.
Волошинов А.В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 2000. - 335 с.
Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. - М.: Просвещение,1993. - 224 с.
Волькенштейн М. Красота науки// Наука и жизнь. - 1988. - № 9. - С. 15-19.
Воробьев Н. Н. Числа Фибоначчи. - М.: Наука, 1964. - 420 с.
Гарднер М. Математические головоломки и развлечения \\ Перевод с английского Данилова Ю.А., под редакцией Смородинского Я.А. - Москва: Мир, 1971 - 511 с.
Геометрия: Учебн. для 7- 9 кл. сред. шк./Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - 3-е изд., - М.: Просвещение, 1992. - 335 с.
Горшков А.А. Эстетическое воспитание учащихся на уроках математики//Ярославский педагогический вестник. - 2002.- №2. - С. 88-91.
Задачи по математике//Квант. 1996. - №3. - С. 35.
Земляков А. Орнаменты.// Квант. - 1973. - №3 - С. 20-27.
Заика, Е. В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников [Текст] / Е. В. Заика, Н. П. Назарова, И. А. Маренич // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 41-45.
Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников [Текст] / А. З. Зак. - М. : Педагогика, 1984. - 152 с.
Ковалева Г. И., Астахова Н. А., Дюмина Т. Ю. Теория и методика обучения математике: конструирование систем задач: учеб. Пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. - 156 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
Кокстер Г.С. Введение в геометрию. М., 1966. - 648 с.
Колмогоров А. Н. Паркеты из правильных многоугольников// Квант. -1970. - №3. - С. 24-27.
Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? М., 1967. - 560 с.
Леман И. Увлекательная математика. Перев. с нем. - М.: Знание. - 1985. - 272 с.
Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Тригонометрия: Задачник к школьному курсу. - М.: АСТ-ПРЕСС: Магистр - S, 1998. - 656 с.
Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.- мат. фак. пед. ин-ов / /Колягин Ю. М., Оганесян В. А., Саннинский В. Я., Луканкин Г. Л. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
Миганова Е. Ю. Красивая задача// Гуманитаризация математического образования в школе т вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. - Саранск: Поволжск. отд. РАО, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, СВМО, 2002.- С.31-36.
Минковский В.Л. Об элементах эстетического воспитания на уроках математики//Математика в школе. - 1963. - №4. - С. 23-30.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
Пидоу Д. Геометрия и искусство. - М.: Мир, 1979. - 332 с.
Потоскуев Е.В. Изображение пространственных фигур на плоскости. Построение сечений многогранников. Учебное пособие для студентов физико-математического факультета педвуза. — Тольятти: ТГУ, 2004.
Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. - М.: издательство «Мысль», 1969. - 81 с.
Рощина Н. Л. Формирование эстетического вкуса учащихся в процессе решения планиметрических задач: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 1998. - 152 с.
Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. посо-бие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1999. - 208 с.
Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. - ПО РАО, Мордов. пед. ин-т. - Саранск, 2003. - 136 с.
Смирнова И М.., Смирнов В. А. Что такое «Полуправильный многогранник» // Учебно-методическая газета «Математика».- 2007 . - №16 - с. 23-26
Смирнова И. М. В мире многогранников: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1995. - 143 с.
Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1990. - 345 с.
Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1982 . - 176 с.
Фирстова Н. И. Введение элементов эстетического воспитания в контекст школьных учебников по математике//Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика: Материалы Всероссийской научной конференции. Саранск, 18-20 сентября 2002 г. Часть 1/ Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2002. - С. 141-143.
Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.
Черник О.В. К вопросу об эстетическом потенциале математики//Традиции гуманизации и гуманитаризации математического образования: тезисы докладов Международной конференции, посвященной памяти Г.В.Дорофеева - М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010. - С. 125126.
Черник О. В. Развитие эстетической воспитанности учащихся при обучении математике: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Киров, 2003. - 160 с.
Черник О.В. Эстетический аспект процесса решения математической задачи// Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика: материалы Всероссийской научной конференции. Саранск, 18-20 сентября 2002 г. Часть 1/Мордовский гос. пед. ин-т. - Саранск, 2002. - С. 37 - 41.
Чикунова О. И. Тригонометрические уравнения//Успехи современного естествознания. - 2010. - №2. - С. 131-133.
Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. - М.: Стройиздат, 1990. - 345 с.