Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования преподавания физики в основной школе
1.1. Обучение физике в основной школе
1.2. Реализация межпредметных связей по физике в рамках основной школы
Глава 2. Методики и технологии использования в учебном процессе по физике цифровой образовательной среды
2.1. Электронные образовательные ресурсы и методика их применения в процессе изучения школьного курса физики
2.2. Классификация электронных образовательных ресурсов по физике и требования к ним
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность исследования. Новые веяния пришли с новым XXI-м веком и в образование появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.
Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставится задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, современные преподаватели выбирают технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.
Под этим понятием мы подразумеваем такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Объектом исследования является процесс обучения физике в основной школе.
Предметом исследования выступают образовательные ресурсы по физике для основной школы.
Цель исследования заключается в анализе образовательных ресурсов по физике для основной школы.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
- рассмотреть особенности обучения физике в основной школе;
- охарактеризовать реализацию межпредметных связей по физике в рамках основной школы;
- рассмотреть электронные образовательные ресурсы и методики их применения в процессе изучения школьного курса физики;
- рассмотреть классификацию электронных образовательных ресурсов по физике и требования к ним.
При выполнении работы были использованы теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, обобщение знаний и другие).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования преподавания физики в основной школе
1.1. Обучение физике в основной школе
Физическое образования в средней общеобразовательной школе представляет собой систему физических знаний, которая обеспечивает формирование фундаментальных научных понятий, усвоение основных физических законов и теорий, а также понимание методов физики. Как известно, физика и сегодня образует прочный фундамент всего естествознания; методы физической науки обеспечили мощный прогресс в развитии таких наук, как биология, химия, астрономия, геология и др. Это система дает учащимся политехническую подготовку, непосредственно вытекающую из содержания физической науки, развивает экспериментальные умения и навыки применять свои знания к рассмотрению широкого круга явлений природы и техники и решению практически важных задач. В условиях социальных преобразований на нашей стране особое значение приобретают ценностные аспекты современной физики, неизмеримо возрастают роль и ответственность представителей физической науки перед обществом. «Физика, как никакая другая наука, обладает глубоким влиянием на социальные, этические и мировоззренческие запросы людей»[1]. Перед педагогической наукой встала важная задача – разработать новое содержание физического образования для средней школы. Это задача может быть решена путем реализации двух связанных между собой возможностей: дать современному трактовку традиционному учебному материалу с помощью фундаментальных, методологический характер идеи и ввести в школьное преподавание ряд фундаментальных экспериментов и научных положений современной физики.
Среди множества физических идей прошлого и настоящего времени можно выделить небольшое число таких, которые сыграли огромную роль в развитии этой науки. Так, идея сохранения «заставила» Паули выдвинуть гипотезу нейтрино, идея симметрия «подсказала» Максвеллу гипотеза о токах смещения, идея соответствия в первые годы становления атомной теории служила по выражению Н. Бора, «волшебной палочкой» и т. д. Разумеется, не все эти идеи входят в содержание школьного курса физики. Вместе с тем целый ряд стержневых методологических идей, таких, как идей элементарности, сохранения, симметрии, единства научной картины мира, позволяет сконцентрировать и синтезировать учебный материал школьного курса физики, выделяя в нем главное и фундаментальное.