Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания ценностного отношения к труду у подростков
1.1 Проблема воспитания ценностного отношения к труду в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности воспитания ценностного отношения к труду у подростков
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей воспитания ценностного отношения к труду у подростков
2.1 Диагностика уровня воспитания ценностного отношения к труду у подростков
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. На современном этапе жизни приобщение молодого поколения к труду, возникновение у них потребности трудиться на общую пользу, проявляя такие ценностные качества как трудолюбие, ответственность, инициативность, забота о других людях, дисциплинированность является приоритетной социально-педагогической проблемой.
За последние десятилетия был сформирован определённый контингент молодежи, недостаточно подготовленный к самостоятельной жизнедеятельности, отдающий предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, приверженный к иждивенчеству, влиянию пропаганды свободной от труда жизни. Ценность труда на общее благо у определённой части молодёжи была заменена культом потребления. Это противоречит потребности общества в специалистах, обладающих качествами личности, необходимыми для успешной адаптации на рынке труда.
Система современного образования ориентирована на создание условий для формирования у подростков положительного отношения к труду как высшей ценности, социальных мотивов трудовой деятельности, развития потребности в творческом труде, воспитания высоких моральных качеств, включения учащихся, в систематический, организованный, посильный для здоровья и возраста общественно полезный труд. Это находит отражение в Концепции духовно-нравственного воспитания личности, где одним из направлений воспитания и социализации личности является воспитание трудолюбия, творческого отношения к разным видам труда, включая общественно полезный труд.
В связи с этим повышается актуальность целенаправленного воспитания у подростков ценностного отношения к труду, что требует поиска адекватных современным условиям способов организации данного процесса. Вместе с тем, практика современной массовой школы показывает, что общественно полезный труд не является компонентом воспитательно-образовательного процесса, обучающиеся не приучены трудиться на общее благо по внутреннему побуждению, в школе отсутствуют взаимосвязанные, содержательные, организационно-педагогические и процессуальные элементы приобщения школьников в различные виды общественно полезного труда.
Все это создает необходимость дальнейшей детальной разработки проблемы воспитания у подростков ценностного отношения к общественно полезному труду, как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Необходимо отметить, что обозначенной проблемой занимались многие учёные. Особое внимания ученые уделяли проблеме влияния труда на развитие личности (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Т.В. Кудрявцев, Н.Д. Левитов, И.Б. Первин, М.Н. 5 Скаткин, Ю.П. Сокольников, Л.С. Славина, А.Н. Тубельский, Д.И. Фельдштейн, В.В. Чебышева и др.). В ряде работ объектом научного внимания становятся особенности отношения детей к труду (Л.В. Благонадежина, Т.В. Драгунова, З.Ф. Ефименко, Ф.И. Иващенко, А.С. Макаренко, В.И. Селиванов, А.А. Смирнов, В.А. Сухомлинский и др.).
Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в подготовке подростков к труду и реальными возможностями ее осуществления в деятельности современной начальной общеобразовательной школы, а также между необходимостью внедрять внеурочные формы воспитания и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса.
С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы современные методы и формы организация процесса формирования ценностного отношения подростков к труду?
Цель исследования: изучить проблему формирования ценностного отношения подростков к труду и разработать систему мероприятий по формированию ценностного отношения к труду для подростков.
Объект исследования: воспитание ценностного отношения подростков к труду.
Предмет исследования: процесс воспитания ценностного отношения подростков к труду.
Гипотеза исследования предполагает, что эффективность воспитания ценностного отношения к труду у подростков зависит от:
- знания и понимания педагогом особенностей формирования мотивации труда;
- учета индивидуальных особенностей подростков и их интересов к труду;
- выработки у учащихся ценностного отношения к труду.
В курсовой работе определены следующие задачи: 1. Изучить проблему воспитания ценностного отношения к труду в психолого-педагогической литературе.
- Рассмотреть особенности воспитания ценностного отношения к труду у подростков формирования нравственной культуры подростков в образовательном процессе.
- Провести эмпирическое исследование особенностей воспитания ценностного отношения к труду у подростков формирования нравственной культуры подростков в образовательном процессе
- Проанализировать результаты исследования.
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе были использованы следующие методы: анализ педагогической литературы; наблюдение; беседа; анкетирование; изучение передового педагогического опыта. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Теоретические основы воспитания ценностного отношения к труду у подростков
1.1 Проблема воспитания ценностного отношения к труду в психолого-педагогической литературе
Труд - целесообразная деятельность человека направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд как процесс исторической адаптации человека к внешней среде характеризуется развитием и совершенствованием разделения труда, его орудий и средств [9].
Понятие «труд» - одно из самых значимых для педагогов и имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, данные этнографии, у наших далеких предков потребность в воспитании детей возникла еще в период перехода от первобытных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной.
Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя младших классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли В.В. Водовозов, А.Ф. Гартвиг, Н.Н., Касаткин, Д.Д. Крупская А.С.Макаренко, Н.И. Пирогов, Семенов, К.А., Н.В. Сент-Илер, В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие [16].