ВВЕДЕНИЕ
Глава 1: Теоретические основы использования дидактических игр и их роль в коррекции у детей с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Понятие и структура дидактических игр
Психологические и педагогические аспекты использования
дидактических игр
1.2 Особенности адаптации игр для детей с ОВЗ с ограниченными
возможностями здоровья
Глава 2: Методические аспекты использования дидактических игр как средства коррекции ребенка с ограниченными возможностями здоровья
2.1 Проведение апробации дидактических игр среди детей с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья
2.2 Выявление особенностей восприятия и использования дидактических игр детьми с ограниченными возможностями здоровья
2.3 Оценка эффективности коррекционных возможностей
дидактических игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На современном этапе развития российского общества, его стратегией является доступность молодых людей к качественному и полноценному образованию в соответствии с их предпочтениями и интересами. А главное независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Фридрих Фребель и Мария Монтессори.
Дидактические игры могут быть очень полезны для коррекции детей с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают развивать моторику, внимание, логику, память и другие когнитивные навыки. Кроме того, игры способствуют социальной адаптации и общению с другими детьми. Важно подбирать игры, учитывая специфику каждого ребенка, и обязательно поддерживать и поощрять его в процессе обучения.
Игровая деятельность также может помочь в развитии физических навыков, таких как координация движений, управление мышечным тонусом и равновесие. Для детей с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья особенно важно использовать специально разработанные игровые приборы и материалы, а также адаптировать правила игр под их потребности. Использование дидактических игр в коррекционной работе помогает детям не только развиваться, но и получать удовольствие от обучающего процесса, что важно для их мотивации и самооценки.
Игры могут быть адаптированы для детей с ОВЗ с различными видами ограниченных возможностей здоровья, включая умственную или физическую отсталость, нарушения зрения или слуха, аутизм и другие. Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать игровые сценарии, способствующие их индивидуальному развитию. Дидактические игры могут также помочь детям осваивать навыки самообслуживания и адаптироваться к повседневным ситуациям. Подходяще спланированные игры являются важной частью коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и могут существенно улучшить их качество жизни.
К примеру, К.Д. Ушинский, считал игру свободной деятельностью ребенка, привносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным, но никогда не развлекающим.
На сегодняшний день несомненна актуальность использования дидактических игр в учебном процессе, так как доказательства, характеризующие дидактическую игру как средство в процессе обучения неоспоримы. Этим и многим другим и обусловлен выбор темы.
Объект исследования: использование дидактических игр при обучении детей с ОВЗ с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - эффективность использования дидактических игр на уроках во вспомогательной школе.
Цель исследования изучить особенности использования дидактических игр в обучении детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
- Изучить понятие и структура дидактических игр. Психологические и педагогические аспекты использования дидактических игр
- Вывить особенности адаптации игр для детей с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья
- Провести апробация дидактических игр среди детей с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья.
- Выявить особенности восприятия и использования дидактических игр детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Дать оценку эффективности коррекционных возможностей дидактических игр
Глава 1: Теоретические основы использования дидактических игр и их роль в коррекции у детей с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Понятие и структура дидактических игр.
Психологические и педагогические аспекты использования
дидактических игр
Использование дидактических игр в психологическом и педагогическом контексте является эффективным подходом к обучению и развитию детей. Такие игры способствуют стимуляции умственной активности, развитию креативности и проблемного мышления, а также способствуют формированию социальных и эмоциональных навыков.
Одним из главных психологических аспектов использования дидактических игр является их способность мотивировать детей с ОВЗ к обучению и активному участию в процессе образования. Благодаря игровому формату, дети воспринимают обучение как приятное и интересное занятие, что способствует улучшению их внимания, концентрации и усвоению новых знаний.
Важным педагогическим аспектом использования дидактических игр является их способность привлечь детей с ОВЗ к активной учебной деятельности. Игровой подход позволяет заниматься обучением в игровой форме, что снижает напряжение и стресс от учебы и позволяет детям более эффективно и осознанно усваивать материал.
Кроме того, использование дидактических игр способствует развитию различных психологических процессов у детей. Например, игры могут способствовать развитию когнитивных навыков, таких как способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению информации. Они также могут помочь развить навыки планирования, прогнозирования, принятия решений и решения проблем.
Дидактические игры также способствуют формированию социальных и эмоциональных навыков у детей. Они помогают развивать навыки работы в группе, сотрудничества, коммуникации и эмпатии. Дети также учатся контролировать свои эмоции, развивают уверенность в себе и умение принимать поражение.
Использование дидактических игр также может быть полезным при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Игровой формат позволяет индивидуализировать обучение и адаптировать его под специфические возможности и потребности каждого ребенка.
Таким образом, дидактические игры являются эффективным инструментом для развития психологических и педагогических аспектов у детей. Они способствуют активному обучению, развитию креативности и социально-эмоциональных навыков детей, а также мотивируют их к учебной деятельности.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Г. М. Пахутина определяла дидактическую игру как «дитя труда», важнейшее средство умственного и нравственного воспитания детей с ОВЗ [26].
Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.