Актуальность исследования. В содержании начального курса математики большое значение отводится работе с текстовыми задачами. Деятельность по формированию умения решать задачи начинается с 1 класса и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к концу 4 класса при работе задачами ученики должны научиться:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника.
Процесс решения задач требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения, тем самым, оказывает положительное влияние на умственное развитие школьников.
Проблема обучения решению составных задач в начальных классах является достаточно актуальной. Данную проблему в своих трудах рассматривали такие методисты, как М.А. Бантова [3], М.И. Моро [16], Н.Б. Истомина [11], С.А. Зайцева [12], И.И. Целищева [25], И.Б. Румянцева[20], С.Е. Царева. М.А [24].
Но в то же время, как показывает анализ практики, обучающиеся считают задачу одним из самых трудных заданий. Они допускают очень много ошибок при работе с задачами. Это подтверждает анализ всероссийских проверочных работ, анализ работ учеников в классе, бесед с учениками и учителями.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению текстовых задач.
Предмет исследования: методика обучения младших школьников решению простых текстовых задач на умножение и деление.
Цель исследования состоит в исследовании методики обучения младших школьников решению простых текстовых задач на умножение и деление.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие текстовой задачи
2) Выделить виды текстовых задач, изучаемых в начальном курсе математики
3) Проанализировать особенности методики обучения младших школьников решению простых текстовых задач на умножение и деление.
Методы исследования: теоретические и эмпирические.
Курсовая работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения и библиографического списка литературы.
- Понятие текстовой задачи
Понятие «задача» встречается в повседневной жизнедеятельности любого человека, будь то быт или профессиональная деятельность. Любой человек на протяжении своей жизни вынужден решать возникающие проблемы, как правило, называемые в обиходе задачами. Речь может идти о любой задаче: общегосударственного уровня (проблема освоения космоса, воспитания детей, обороны страны и прочие), коллективного и группового уровня (проблема сооружения объектов, издания литературы, установления связей и зависимостей и прочие), и индивидуальные или личностные задачи.
Решать подобные разноплановые задачи, которые перед людьми ставит жизнь, детей начинают обучать уже в младшем школьном возрасте на уроках математики. В процессе решения задач, обучающиеся получают возможность овладеть новыми, или закрепить, углубить и систематизировать уже имеющиеся знания. Данные задачи при этом предназначены для выполнения развивающей функции в отношении детей младшего школьного возраста.
Словарь русского языка под авторством С.И. Ожегова дается толкование термина «задача»: «задача – это то, что требует разрешения, исполнения» [18]
«Психологический словарь» в свою очередь, представляет следующую дефиницию: «задача – цель деятельности, которая дана в определенных условиях и требует для своего использования адекватных этим условиям средств. Поиск и применение этих средств составляет процесс решения задачи» [6].
С позиции С.Е. Царевой, термин «задача» является широким общем для всех наук понятием, обладающим следующими свойствами: «Задача содержит в себе некоторую информацию о какой-либо области деятельности (условие) и требование – то, что необходимо найти, узнать, построить, доказать» [24].
Не менее существенный вклад в развитие методического обеспечения по введению термина «задача» был внесен следующими исследователями: Н.Г. Алексеевым, Г.А. Баллом, Л.Л. Гуровым, В.В. Давыдовым, Г.Л. Луканиным, А.А. Столяром и многими другими. В рамках учебно-педагогической литературы, в том числе, можно встретить многообразие подходов к пониманию задачи. С позиции М.И. Моро: «Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий» [16].
По мнению С.Л. Рубинштейна, термин «задача» имеет непосредственную связь с деятельностью человека. По мнению данного автора, деятельности действующего субъекта свойственно непосредственное осознаваемое направление на стоящую перед ним цель «для осуществления цели необходим учет условий, в которых ее предстоит реализовать, соотношение цели с условиями определенную задачу, которая должна быть разрешена действием. Целенаправленное человеческое действие является по существу своим решением задачи» [19].
В процессе анализа учебно-педагогической литературы было выяснено следующее: все исследователи при различии в дефинициях термина «задача» сходятся в одном – задаче свойственны:
– наличие у решателя конкретной цели, желание найти ответ на поставленный вопрос;
– наличие условий и требований, которые необходимы для процесса решения задачи.
Соответственно, до сих пор не существует общепризнанной интерпретации термина «задача».
Если брать задачу в широком смысле, то задача представляет собой сложившуюся определенным образом ситуацию, которая требует от человека, перед которым она стоит, всестороннего исследования и разрешения. В процессе анализа учебно-педагогической литературы было выявлено, что особняком стоят математические задачи, решение которых можно достичь благодаря применению специальных математических средств и методов.
Далее необходимо рассмотреть термин «математическая задача», которая является связанным лаконичным рассказом с заранее введенными значениями определенных величин, который предлагает найти другие неизвестные еще значения величин, зависящие от исходных данных и имеющие непосредственную связь с ними посредством конкретных соотношений, указанных в предлагаемом условии [8].
В их числе можно выделить задачи научного плана, благодаря решению которых развивается и математика, и ее приложения; и задачи учебного плана, предназначенные для того, чтобы должным образом сформировать надлежащие математические знания, умения и навыки. Далее можно выделить математические задачи, исходя из свойств их объектов [28]:
- Объекты математические числа, геометрические фигуры, функции и т.п. Задачи с математическими объектами (доказательство теорем, упражнения на вычисление, установление критериев исследуемого математического понятия и проч.), как правило, носят название математических заданий.
- Объекты представляют собой реально существующие предметы (люди, животные, автотранспортные и механические средства, сплавы, жидкости и проч.), либо являются их свойствами и характеристиками реальных предметов (количеством, возрастом, скоростью, производительностью, длиной, массой и проч.).