Разработка проекта организации совместной творческой деятельности учителя и родителей первоклассников при подготовке праздника День знаний.
Поступление в школу довольно трудный этап в жизни ребенка, так как он осваивает новую для себя социальную роль ученика. Основным занятием становится учебная деятельность. Все поступки, отношения с социальным окружением выстраиваются в соответствии с новыми обязанностями.
Учебная деятельность в школе начинается с адаптации в первом классе.
Адаптация в первом классе — это особенный и трудный период в жизни ребенка, в ходе которого происходит ознакомление и вживание в новую социальную роль — ученика, осваивается новая деятельность — учебная, меняется социальное окружение. Появление одноклассников и педагогов как части большой социальной группы меняет кардинально жизнь ребенка. Сложностью и значимостью периода, который связан с адаптацией первоклассников к образовательному процессу, интересовалось множество исследователей как в отечественной психологической и педагогической литературе, так и в зарубежной.
Данной проблеме посвящены исследования Н. И. Гуткиной, Л. А. Венгера, И. В. Дубровиной, Р. В. Овчаровой, В. С. Мухиной и других. Проблемами социально-психологической адаптации занимались А. А. Налчаджанян, Ф. Б. Березин, Н. С. Трофимов и другие. Данные различных исследований (Э. М. Александровская, Г. Ф. Кумарина и др.) свидетельствуют о наличии серьезных трудностей в адаптации к школе у 20–60 % первоклассников. Для массовой школы, в которой проходит обучение множество детей, является реальностью факт наличия учеников, которые в самом начале обучения не могут справиться со школьной образовательной программой. Данные ученики испытывают сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками, с соблюдением дисциплины, что усугубляется как правило проблемами со здоровьем и поведением [1].
Начинающие свое школьное обучение первоклассники сложно привыкают к новым условиям. И если данные сложности перестают носить временный характер, то могут сделать ребенка труднообучаемым и трудновоспитуемым [3, с. 14].
Под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса» [1, с.211]. Приспособление к образовательному учреждению происходит на трех уровнях: физиологическом, социальном и психологическом. Физиологическая адаптация выражается показателями состояния здоровья младших школьников, психологическая определяется активностью ученика, его индивидуальными особенностями, личностная приятием роли школьника [2].
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни каждого ребенка: У шести-семилетних детей есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление их как учеников происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни.
Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.
Актуальность заключается в том, что адаптация первоклассников и их родителей к школе является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность, не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений с родителями, сверстниками и учителем.
Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Сегодня перед педагогической общественностью остро стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, актуальна идея сотрудничества учителей, родителей и учащихся, поскольку дальнейшая успешность детей во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни [3].
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких. На эту тему написаны и опубликованы разные статьи [4].
Целевая аудитория: педагоги, работающие с детьми начальной школы, а именно с первым классом, родители (с возможным вовлечением детей).
Сказанное в совокупности обуславливает актуальность проводимого исследования.
Целью работы является описание методического обеспечения проекта организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов при проведении праздника День Знаний.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
1) изучить имеющуюся научную литературу по теме;
2) выявить содержание понятий «проект» и «проектная деятельность»;
3) обосновать значимость социальной проблемы по теме проекта;
4) разработать проект организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов при проведении праздника День Знаний;
5) разработать презентацию проекта для представления на защите.
Объектом исследования является проектная деятельность обучающихся 1-4 классов при проведении праздника День Знаний.
Предмет исследования связан с разработкой методического содержания проекта организации и проведения праздника День Знаний с обучающимися 1-4 классов.
Для решения поставленных цели и задач использовалась комплексная методика исследования, включающая в себя общенаучные методы и приемы: описательные метод (включая наблюдение, анализ, систематизацию, обобщение), элементы количественного подсчета (при проведении именно вами анкетирования, опросов и т.д.), а также такие частные методы, как проектирование, планирование.
Теоретическая ценность работы заключается в том, что в ней обобщены и проанализированы основные аспекты организации проектной деятельности в школе.
Практическая значимость курсового проекта заключается в разработке методического обеспечения проекта организации праздника День Знаний для обучающихся 1-4 классов.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, включающей в себя теоретический и практический разделы, заключения, списка использованных источников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Понятия «проект» и «проектная деятельность»
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
- развитии творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
- самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
- решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
- представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
- сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").