Сегодня многие учителя уже знают, что истинная цель обучения-не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие воображения, наблюдательности, интеллекта и воспитания творческого человека в целом. Как правило, недостаток творчества часто становится непреодолимым препятствием в средней школе, где приходится решать нестандартные задачи. Творческая деятельность должна быть тем же объектом изучения знаний, умений и способностей, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Ученые и методисты (К. Б. Бархин, А. И., Воскресенская, П. О. Афанасьев, С. И. Абакумов, Е. Е. Соловьев) считали:"что основной задачей учителя начальной школы является пробуждение творческой деятельности ребенка и предоставление ему возможности выразить эмоции и чувства, возникающие в процессе обучения и воспитания."
Вопрос развития навыков не является новым в психологических и образовательных исследованиях, но остается актуальным. Ни для кого не секрет, что школы и родители обеспокоены развитием навыков учащихся.
Каковы бы ни были способности ученика, если у них нет желания учиться, что у них не получится. Однако позитивное отношение к обучению также тесно связано с навыками. Не раз в психологической и педагогической литературе отмечалось, что желание учиться возрастает при успешном обучении и угасает из-за неудач.
Неудачи можно объяснить не только отсутствием знаний, которые следовало приобрести на предыдущих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Основная задача начальных школ-обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полного развития ребенка являются два вида деятельности
Во-первых, каждый ребенок развивается по мере того, как он учится на прошлом опыте человечества, знакомясь с современной культурой.
Этот процесс основан на образовательной деятельности, направленной на овладение знаниями и навыками ребенка, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои способности, благодаря творческой деятельности. В отличие от образовательной деятельности творческая деятельность не направлена на овладение уже известными знаниями.
Он способствует самостоятельной деятельности ребенка, самореализации и реализации собственных идей, которые направлены на создание новой.
Выполняя эти действия, дети решают разные задачи и с разными целями.
Таким образом, в воспитательной деятельности решаются учебно-воспитательные задачи по овладению определенным навыком, по овладению определенным правилом. В творческой деятельности решаются научные и творческие задачи по развитию способностей ребенка. Поэтому если в ходе учебной деятельности формируется общая способность к обучению, то в творческой деятельности формируется общая способность находить новые решения, необычные способы достижения желаемых результатов и новые подходы к учету предлагаемой ситуации.
Выбранная тема" особенности развития творческих способностей молодых студентов " актуальна и требует особого внимания.
А. Г. Алейников, автор термина и понятия творческая педагогика, утверждает: "этому творчеству можно и нужно учить с детства."
Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему исследования: "развитие творческих способностей молодых студентов во внеклассной деятельности".
Целью исследования является изучение особенностей развития творческих способностей молодых студентов во внеклассной деятельности.
Для завершения курса мы определили исследовательские задачи:
- Изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
- Опишите различные методы развития творческих способностей у детей начальной школы.
- Изучение развития творческих способностей у молодых студентов во внеклассной деятельности.
- Для характеристики внеклассной деятельности.
- Рассмотрим модели внеклассной деятельности.
- Анализ форм организации внеклассной деятельности в рамках федеративного государства
стандарт исследования
Мы использовали следующие методы теоретического исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеклассной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- классификация;
- обобщение исследовательских материалов.
Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников.
1.1.Значение творческих способностей для развития младших школьников.
Я. Пономарев разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество, в самом широком смысле, считалось человеческим взаимодействием. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а механизм развития выступает критерием креативности. Исходя из этого определения, механизм развития творческих способностей детей-это организация специфических и обогащенных форм взаимодействия ребенка со взрослым в ходе различных видов деятельности. [7, С. 7]
Творчество заложено в ребенке с рождения и развивается по мере того, как он растет и развивается. Однако возможности реализации творческого потенциала у детей неодинаковы и, как отмечалось ранее, зависят от характера и качества его взаимодействия со взрослым на разных этапах детства. [7, С. 17]
Творческое мышление характеризуется созданием нового продукта субъективно и новообразованием в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу - психические процессы приобретают произвольный характер, то есть ребенок учится управлять-управлять восприятием, мышлением, памятью, в какой-то мере своими эмоциями и воображением. В то же время его воля, добровольное регулирование всей его жизни, развивается и укрепляется. Это означает, что действия ребенка приобретают характер сознательной и осмысленной инициативы. [8, С. 4]
Интерес к знаниям формируется упражнениями творческого характера. Преимущество этих упражнений состоит в том, что нет необходимости создавать специальные развивающие уроки, элементы этих упражнений должны присутствовать в каждом дидактическом действии и методически переплетаться с материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь, что они не успеют освоить новый материал. И напрасно. Минуты развития дают общую нагрузку мыслительным процессам, мотивируют ребенка к учебной теме - он активнее работает после таких уроков. [2, с. 140]
Благодаря творческой организации образовательной среды развивается культура педагогов и детей, реализуются гуманистические идеи жизнедеятельности и творчества как высшей формы человеческого существования. Дети через творчество, самопознание включаются в процесс созидания жизни и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение.
Творчество человека как творческое отношение к жизни и своей личности является основой деятельности, мотивированной духовными потребностями создания и построения вокруг себя здоровой среды пространственного, природного, социального и психического господства над окружающей средой.
Творчество и здоровье как "норма жизни" находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и т. д.) - оно выступает как "норма жизни". В то же время здоровье является своеобразным индикатором креативности личности, ее творческих устремлений. Отсюда и возможная обратная связь - с помощью творчества подключить человека к здоровому образу жизни. [13, С. 43]