Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования просодических компонентов речи у младших школьников
1.1.Современные представления о просодической стороне речи
1.2.Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
Глава 2. Теоретические основы формирования навыка чтения у младших школьников
2.1. Навык чтения как один из видов речевой деятельности
2.2. Компоненты навыка чтения младших школьников
Глава 3. Изучение влияния просодической стороны речи на формирование навыков чтения (рекомендации)
Заключение
Список литературы
Каждому человеку для правильного развития речи и формирования речевой культуры важны и нужны просодические компоненты.
Соответственно, важнейшей задачей является формирование интонационной выразительности речи детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что совершенствование этих навыков помогает устранить монотонность интонации, неразборчивость дикции, непонятность и нечеткость речи, слишком быстрый или слишком медленный темп, так как всё это, безусловно, ухудшает и усложняет понимание смысла и содержания речи говорящего. При наличии нарушения просодической стороны речи у детей возникают проблемы с коммуникативной функцией и нарушается качество речевого общения.
На сегодняшний день в практической психологии большое внимание уделяется преодолению различных затруднений в обучении в начальной школе. Согласно анализам специалистов в психологии И. В. Дубравиной, Т. А. Фотековой, Л.С. Цветковой на школьную успеваемость влияет огромное число факторов. Основным из них считается овладение ребенком навыком чтения. Проблема нарушений у младших школьников письма и чтения рассматривается как одна из актуальных, поскольку письмо и чтение реорганизуется в способ дальнейшего извлечения знаний учащимися.
Чтение – один из сложных видов деятельности, состоящий из нескольких последовательных операций. Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, проблемы письма и чтения у подобной категории детей базируются на совокупности дисфункций. В их число входят: недостатки устной речи, недостаточная сформированность психологических процессов, произвольность психических функций, развитие мелкой моторики рук, овладение телесной схемой, развитие ощущения ритма.
Приобретение прочного навыка чтения на начальном этапе школьного обучения имеет большое значение для развития речевой культуры учащихся, реализации их интеллектуальных и творческих возможностей.
Изучением проблемы овладения школьниками навыком чтения занимались А. Н. Гвоздев, Т. Г. Егоров, М. Р. Львов, Д. Б. Эльконин и др.
Цель данного исследования: изучение особенностей развития просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста и ее влияние на формирование навыков чтения.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
- Изучить современные представления о просодической стороне речи;
- Рассмотреть вопросы развития просодической стороны речи в онтогенезе;
- Проанализировать навык чтения как один из видов речевой деятельности;
- Определить компоненты навыка чтения младших школьников;
- Разработать рекомендации для изучения влияния просодической стороны речи на формирование навыков чтения.
Объект исследования: просодическая сторона речи.
Предмет исследования: навык чтения и влияния просодики на формирование данного навыка.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования просодических компонентов речи у младших школьников
1.1.Современные представления о просодической стороне речи
Е.С. Алмазова, И.И.Ермакова, Е.В.Лаврова, О.С.Орлова считают что, речь является механизмом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность, её расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей, так считают.
Е. Ф. Архипова[1] отмечает, что в норме просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации и несут определенную семантическую нагрузку.
Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Швачкин Н. Х.[2] считает, что интонация представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.
Просодическая сторона речи включает в себя целый ряд взаимосвязанных между собой и образующих единое целое элементов (просодем): темп, ритм, мелодика, интонация, логическое ударение, пауза, дикция, речевое дыхание.
Они образуют своеобразную звуковую оболочку, которая формирует реализацию и воплощение смысла звучащей речи. Формирование и развитие просодической стороны речи протекает неразрывно с развитием речи и остальных высших психических функций ребёнка. Поэтому, правильно подобранная коррекция нарушения развития просодической стороны речи ребёнка положительно влияет на его развитие в целом и всех компонентов речевой деятельности в частности.
Просодия (просодика, просодическая сторона речи) – греч. Prosodia «προσωδία» означает «припев, сопровождающая пение, ударение», то есть мелодические различия (акценты, мелизмы (украшения в пении), тембр, мелодика, ритмика, интонация, громкость, паузация, тональность, силовое ударение, длительность).
Основной составляющей просодии является интонация. Фомичева М. Ф.[3] определяет интонацию как совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. Отдельные элементы интонации (просодемы) это мелодика, темп речи, паузы, тембр речи, высота тона.
Мелодика фиксирует повышение и понижение тона. Различаются три вида мелодики: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего, так описывает Архипова Е.Ф.[4]
Важный компонент просодии это - темп речи. Темп речи - это скорость произношения речи в определенной временной промежуток, так же он не постоянен, меняется и во многом зависти от эмоционального посыла и смысловой нагрузки высказывания. Степень артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости зависит от ускорения или замедления темпа речи.
Темп является средством временной организации движений человека, который имеет свои характерные особенности у каждого ребенка и находится в зависимости от общего тонуса ЦНС, связанного с темпераментом. Вариации темпа могут быть весьма значительные, но для каждого человека есть свой «излюбленный» или врожденный темп. Наблюдение за движениями ребенка достаточно для того, чтобы судить, какой темп для него является комфортным.