Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития школьников с умственной отсталостью
1.1. Теоретический анализ внимания как психического процесса
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
1.3. Особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью
Глава 2. Экспериментальные исследования внимания дидактических игр на развития внимания детей младшего возраста с умственной отсталостью
2.1. Организация исследовательской работы по изучению внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
2.2. Методы изучения внимания
2.3. Коррекционно-развивающая работа развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с использованием дидактических игр
2.4. Качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр
Заключение
Список литературы
Приложения
Процесс формирования внимания умственно отсталых детей - предмет многочисленных психологических исследований. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что авторами в качестве основных причин нарушений внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью выделяются низкая познавательная активность, нарушения отношения к окружающим людям, слабое развитие любознательности и низкий уровень интересов. В виду указанных причин существенно осложняется процесс смены форм общения и ведущих видов деятельности, навыки общения формируются слабо. Прямо или косвенно в исследованиях раскрыты и некоторые пути коррекции нарушений внимания у детей данной группы. Несмотря на теоретическую и практическую значимость выполненных исследований проблема формирования внимания детей с умственной отсталостью, остается актуальной.
Цель исследования – определить возможности дидактической игры в развитии внимания школьников младшего возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: внимание школьников младшего возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития внимания школьников младшего возраста с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: развитие внимания у младших школьников с умственной отсталостью будет эффективным при условии организации специальных занятий и включением дидактических игр в повседневную деятельность детей.
Задачи:
– провести теоретический анализ внимания как психического процесса;
– дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
– изучить особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью;
– организовать и провести исследовательскую работу по изучению внимания у школьников младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
– провести коррекционно-развивающую работу развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с использованием дидактических игр;
– проанализировать результаты экспериментального исследования дидактических игра на развития внимания у детей младшего школьного возраста у детей с умственной отсталостью.
Методологической основой исследования явились положения: отечественной психологии развития, специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Л.Ф. Обухова, В.В. Рубцов, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
– теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, сравнение; обобщение;
– эмпирические методы: психолого-педагогическое исследование;
– интерпретационный метод.
Теоретическая значимость исследования определяется следующим:
– обобщены и систематизированы имеющиеся теоретические представления о патологических механизмах умственной отсталости;
– научно обоснованы и определены принципы, направления и условия развития внимания младших школьников с умственной отсталостью посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: сформированы обоснованные методические рекомендации, применение которых позволяет повысить уровень внимания младших школьников с умственной отсталостью.
1. Азбукина Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. – 335 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Л.И. Акатова. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
3. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Н.А. Александрова // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 11-16.
4. Антропов А.П. Адаптированные основные общеобразовательные программ в современных условиях обучения / А.П. Антропов // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 5-15.
5. Артеменко О.Н. Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям / О.Н. Артеменко, Н.А. Звездина. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. – 141 с.
6. Баранова М.Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / М.Л. Баранова. – СПб., 2007. – 52 с.
7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2013. – 1008 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2006. – 512 с.
9. Гальперин П. Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин // Флогистон: психология из первых рук / Ин-т практ. психологии «Иматон» и др. – Режим доступа: http://flogiston.ru/librdry/galperin_aUention.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание [Электронный ресурс] / Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А.В. Запорожца и др. // Виртуальная лаборатория когнитивной науки. – Режим доступа: http://virtualcoglab.cs.msu.su.
11. Дормашев Ю. Б. Психология внимания: учеб. / Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2002. – 376 с.
12. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины XX в. / Х.С. Замский. – М.: НПО «Образование», 2013. – 140 с.
13. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2013. – 130 с.
14. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: Владос, 2015. – 207 с.
15. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 2012. – 154 с.
16. Кравков С. В. Внимание / С. В. Кравков // Психология внимания: учеб. пособие / под рел. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Романова. – М., 2001. – С. 22-38.
17. Леонтьев А. Н. Лекции по обшей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 225 с.
19. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
20. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов и др.; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999. – 155 с.
21. Рибо Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева. – М., 1976. – С. 66-101.
22. Рубин Э. Несуществование внимания / Э. Рубин // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева. – М., 1976. – С. 144-145.
23. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. Внимание / C.Л. Рубинштейн // Психология внимания / пол ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.А. Романова. – М., 2001. – С. 39-52.
24. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyperm.narod.ru/K1_18.htm.
25. Скугаревская Е. И. Клиническая психиатрия. Детский возраст: учеб. пособие / Е.И. Скугаревская [и др.]; под ред. проф. Е.И. Скугаревской. – Минск.: Выш. шк., 2016. – 463 с.
26. Хышиктуева Т.П. Умственная отсталость у детей / Т.П. Хышиктуева, Е.Л. Усачёва, Ю.В. Лебедева // Доктор.Ру. – 2014. – № 6-2 (94). – С. 22-26.
27. Цикото Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятельности / Г.В. Цикото. – М.: ПАРАДИГМА, 2014. – 193 с.