Курсовая работа|Педагогика

Развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности у обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2024 | Страниц: 43

Введение

Глава 1. Психологические особенности самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов

1.1 Особенности развития самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов

1.2 Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов

Глава 2. Экспериментальное исследование самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов в условиях МБОУ СОШ № 5, г. Москвы

2.1 Процедура и методики исследования самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов

2.2 Анализ особенностей самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности у обучающихся является одной из ключевых задач при реализации образовательной программы основного общего образования. Этот процесс направлен на формирование у учащихся навыков самостоятельного определения целей и задач учебного процесса, планирования своей учебной работы, а также самостоятельного выбора методов и средств для достижения желаемого результата.

Основная цель развития самостоятельности в учении заключается в том, чтобы обучаемые смогли стать активными участниками своего образовательного процесса, а не просто пассивными слушателями. В этом контексте, акцент делается на развитие таких важных качеств, как целеустремленность, самостоятельность, ответственность и организованность.

Реализация данной задачи предполагает использование различных подходов и методов обучения, которые в значительной мере строятся на принципах активного взаимодействия педагога и обучаемых. Среди них можно выделить:

Использование методов проектной деятельности, которые позволяют учащимся самостоятельно выбирать тему, определять цели и задачи проекта, а также планировать последовательность его реализации. В рамках проектной деятельности обучающиеся осваивают навыки формулирования гипотезы, сбора и анализа информации, представления итогов проекта.

Практическое применение различных технологий, таких как интерактивные учебники, электронные ресурсы, онлайн-курсы и другие, которые способствуют развитию информационно-коммуникационных навыков и умений, а также повышению мотивации учащихся к самостоятельной работе.

Организация групповой работы, в ходе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные задачи, обмениваются опытом и знаниями. Это способствует развитию коммуникативных и коллективных навыков, а также формирует у обучающихся навыки толерантности и умение работать в команде.

Важно отметить, что развитие самостоятельности в учебной деятельности у обучающихся требует постоянной поддержки и направления со стороны педагогов. В этом контексте, задача педагогического коллектива заключается в создании условий для самореализации каждого учащегося, а также формирования позитивной мотивации к самостоятельному обучению.

Самостоятельность в педагогической науке изучается не как интегральное свойство целостной личности, а функционально, в связи с каким-либо видом деятельности: как свойство познавательной деятельности (А.С. Байрамов, В.Н. Максимова, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова), в общественной деятельности (Я.И. Левин, З.Ф. Пономарева, С.Я. Хозе), в связи с социальной активностью (И.С. Кон, Т.Н. Мальковская). Проявления самостоятельности в подростковом возрасте изучала С. Хартер, рассматривая такое проявление личностной автономии у подростков, как возможность высказывания своего собственного мнения [8].

Объект исследования – самостоятельность и планирование учащихся 9 классов.

Предмет исследования - развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности у обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования.

Цель исследования – проанализировать развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности у обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в условиях МБОУ СОШ № 5, г. Москвы.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности развития самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов.
  2. Изучить самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов.
  3. Описать процедуру и методики исследования самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов.
  4. Провести анализ особенностей самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов.

База исследования. МБОУ СОШ № , г. Москвы.

Методы исследования. При написании работы был использован теоретический анализ литературы по теме исследования, а также проведение эксперимента.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Психологические особенности самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов

1.1 Особенности развития самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов

В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема формирования самоценной личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Основу личности, способной ориентироваться во все возрастающем потоке информации, обладающей рациональными способами ее обработки, осуществляющей перенос знаний и умений в новую ситуацию, составляет познавательная самостоятельность.

Особенности, характеризующие  самостоятельность учащегося в познавательном процессе:

- умение работать целенаправленно и по плану,

- выбирать наиболее рациональные приемы учебного труда,

- правильно рассчитывать свои силы и учитывать результаты собственной деятельности [1].

Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке.

Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях:

  1. Информационно – коммуникационная технология
  2. Технология развития критического мышления
  3. Проектная технология
  4. Технология развивающего обучения
  5. Технология проблемного обучения
  6. Игровые технологии
  7. Технология интегрированного обучения
  8. Групповые технологии.
  9. Технологии уровневой дифференциации [11]

Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками. Важно отметить занимательность, необычное изложение учебного материала; использование познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций.

Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. Ведь для любого человека значимы мнение и оценка окружающих, важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения. А без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаешь или нет. Действуя тем или иным образом, ты не желаешь, чтоб тебя наказывали, а наоборот, рассчитываешь на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности. Поэтому важно, чтобы учитель поощрял и подкреплял достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба [21].

18 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское