Введение
Глава 1. Психологические особенности самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов
1.1 Особенности развития самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов
1.2 Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов
Глава 2. Экспериментальное исследование самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов в условиях МБОУ СОШ № 5, г. Москвы
2.1 Процедура и методики исследования самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов
2.2 Анализ особенностей самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности у обучающихся является одной из ключевых задач при реализации образовательной программы основного общего образования. Этот процесс направлен на формирование у учащихся навыков самостоятельного определения целей и задач учебного процесса, планирования своей учебной работы, а также самостоятельного выбора методов и средств для достижения желаемого результата.
Основная цель развития самостоятельности в учении заключается в том, чтобы обучаемые смогли стать активными участниками своего образовательного процесса, а не просто пассивными слушателями. В этом контексте, акцент делается на развитие таких важных качеств, как целеустремленность, самостоятельность, ответственность и организованность.
Реализация данной задачи предполагает использование различных подходов и методов обучения, которые в значительной мере строятся на принципах активного взаимодействия педагога и обучаемых. Среди них можно выделить:
Использование методов проектной деятельности, которые позволяют учащимся самостоятельно выбирать тему, определять цели и задачи проекта, а также планировать последовательность его реализации. В рамках проектной деятельности обучающиеся осваивают навыки формулирования гипотезы, сбора и анализа информации, представления итогов проекта.
Практическое применение различных технологий, таких как интерактивные учебники, электронные ресурсы, онлайн-курсы и другие, которые способствуют развитию информационно-коммуникационных навыков и умений, а также повышению мотивации учащихся к самостоятельной работе.
Организация групповой работы, в ходе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные задачи, обмениваются опытом и знаниями. Это способствует развитию коммуникативных и коллективных навыков, а также формирует у обучающихся навыки толерантности и умение работать в команде.
Важно отметить, что развитие самостоятельности в учебной деятельности у обучающихся требует постоянной поддержки и направления со стороны педагогов. В этом контексте, задача педагогического коллектива заключается в создании условий для самореализации каждого учащегося, а также формирования позитивной мотивации к самостоятельному обучению.
Самостоятельность в педагогической науке изучается не как интегральное свойство целостной личности, а функционально, в связи с каким-либо видом деятельности: как свойство познавательной деятельности (А.С. Байрамов, В.Н. Максимова, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова), в общественной деятельности (Я.И. Левин, З.Ф. Пономарева, С.Я. Хозе), в связи с социальной активностью (И.С. Кон, Т.Н. Мальковская). Проявления самостоятельности в подростковом возрасте изучала С. Хартер, рассматривая такое проявление личностной автономии у подростков, как возможность высказывания своего собственного мнения [8].
Объект исследования – самостоятельность и планирование учащихся 9 классов.
Предмет исследования - развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности у обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования.
Цель исследования – проанализировать развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности у обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в условиях МБОУ СОШ № 5, г. Москвы.
Задачи исследования:
- Раскрыть особенности развития самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов.
- Изучить самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов.
- Описать процедуру и методики исследования самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов.
- Провести анализ особенностей самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов.
База исследования. МБОУ СОШ № , г. Москвы.
Методы исследования. При написании работы был использован теоретический анализ литературы по теме исследования, а также проведение эксперимента.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Психологические особенности самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов
1.1 Особенности развития самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности обучающихся 9 классов
В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема формирования самоценной личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Основу личности, способной ориентироваться во все возрастающем потоке информации, обладающей рациональными способами ее обработки, осуществляющей перенос знаний и умений в новую ситуацию, составляет познавательная самостоятельность.
Особенности, характеризующие самостоятельность учащегося в познавательном процессе:
- умение работать целенаправленно и по плану,
- выбирать наиболее рациональные приемы учебного труда,
- правильно рассчитывать свои силы и учитывать результаты собственной деятельности [1].
Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке.
Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Технология интегрированного обучения
- Групповые технологии.
- Технологии уровневой дифференциации [11]
Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками. Важно отметить занимательность, необычное изложение учебного материала; использование познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций.
Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.
На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. Ведь для любого человека значимы мнение и оценка окружающих, важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения. А без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаешь или нет. Действуя тем или иным образом, ты не желаешь, чтоб тебя наказывали, а наоборот, рассчитываешь на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности. Поэтому важно, чтобы учитель поощрял и подкреплял достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба [21].