Курсовая работа|Педагогика

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 48

 

Введение

Глава 1

Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно- ролевой игры

1.1

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

1.2

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.3

Возможности сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Глава 2

Организация исследования по определению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.1

Описание методов исследования по изучению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.2

Результаты исследования развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

Речь в жизни человека необходима, с ее помощью человек общается, передает свой опыт, регулирует поведение и деятельность. Для того, чтобы речь стала средством общения, необходимо создать условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым.

Связная речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и прочее, другими словами, речь – это разнообразная работа. Овладение связной речью является высочайшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

Федеральным государственным стандартом дошкольного образования рассматривается речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

На этапе завершения освоения в Федеральной образовательной программы дошкольного образования указано: «ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями» [27, с. 59].

В последние десятилетия продолжает расти число детей, испытывающих затруднения в обучении. Как показали исследования М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.Н. Фишман и др. большую часть детей с трудностями в обучении составляют дети, специфические особенности развития которых квалифицируются как «задержка психического развития». Одним из факторов, который препятствует полноценному обучению детей, является недостаточный, а часто низкий уровень развития их связной речи. Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. В связи с этим методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их связной речи. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи.

Известен ряд работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симинова). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, затягивание периода функционирования неологизмов[1], слабую речевая активность, бедность и недифференцированность словаря.

Формирование связной речи у дошкольников происходит в разных видах деятельности и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Одной из разновидностей игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра, под которой подразумевают «игровую деятельность в форме отражения окружающей действительности, имеющую свой замысел, сюжет, роли, которые исполняются детьми самостоятельно и добровольно» [27, с. 59]. В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного возраста знакомятся с окружающим миром, активно действуют в общении со сверстниками, участвуют в жизни взрослых, осуществляют свои мечты. По словам Д. Б. Эльконина, игра является «самоценной формой активности» ребенка дошкольного возраста» [27, с. 117]. Развитая игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста признана важнейшим возрастным новообразованием (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), благодаря которому у детей формируются коммуникативные умения, связная речь, развивается общение со сверстниками и со взрослыми, обогащаются познавательная, потребностно-эмоциональная и волевая сферы.

Актуальность данной проблемы определила тему работы: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры».

Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель данного исследования: выявление возможностей использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

  1. Изучить процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  3. Определить возможности сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  4. Провести исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  5. Проанализировать и обобщить полученные в результате исследования данные.

Организация исследования: исследование проведено на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 17 «Березка» город Верхняя Салда.

Методы исследования: изучение и анализ психолого–педагогической литературы, наблюдение, опрос, диагностика и анализ результатов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1   Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Задача развития связной речи занимает главное место в общей системе речевого развития детей. Обучение связной речи является одновременно и целью, и средством практического овладения языком. И.П. Носенко указывает, что связная речь имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, она положительно влияет на формирование таких его важных личностных качеств, как коммуникабельность[2], доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто его окружает, инициировать собственные идеи, участвовать в различных видах детского творчества [1, с. 72].

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

  • процесс, деятельность говорящего;
  • продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
  • название раздела работы по развитию речи.

Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».

Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

 Поддерживание и развитие диалога предполагает наличие умений слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным.

Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.

 Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на словесную реакцию другого человека. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую роль. Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится.

 Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.

 

32 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское