Речь в жизни человека необходима, с ее помощью человек общается, передает свой опыт, регулирует поведение и деятельность. Для того, чтобы речь стала средством общения, необходимо создать условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым.
Связная речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и прочее, другими словами, речь – это разнообразная работа. Овладение связной речью является высочайшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования рассматривается речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.
На этапе завершения освоения в Федеральной образовательной программы дошкольного образования указано: «ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями» [27, с. 59].
В последние десятилетия продолжает расти число детей, испытывающих затруднения в обучении. Как показали исследования М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.Н. Фишман и др. большую часть детей с трудностями в обучении составляют дети, специфические особенности развития которых квалифицируются как «задержка психического развития». Одним из факторов, который препятствует полноценному обучению детей, является недостаточный, а часто низкий уровень развития их связной речи. Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. В связи с этим методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их связной речи. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи.
Известен ряд работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симинова). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, затягивание периода функционирования неологизмов[1], слабую речевая активность, бедность и недифференцированность словаря.
Формирование связной речи у дошкольников происходит в разных видах деятельности и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Одной из разновидностей игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра, под которой подразумевают «игровую деятельность в форме отражения окружающей действительности, имеющую свой замысел, сюжет, роли, которые исполняются детьми самостоятельно и добровольно» [27, с. 59]. В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного возраста знакомятся с окружающим миром, активно действуют в общении со сверстниками, участвуют в жизни взрослых, осуществляют свои мечты. По словам Д. Б. Эльконина, игра является «самоценной формой активности» ребенка дошкольного возраста» [27, с. 117]. Развитая игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста признана важнейшим возрастным новообразованием (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), благодаря которому у детей формируются коммуникативные умения, связная речь, развивается общение со сверстниками и со взрослыми, обогащаются познавательная, потребностно-эмоциональная и волевая сферы.
Актуальность данной проблемы определила тему работы: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры».
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель данного исследования: выявление возможностей использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- Изучить процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- Определить возможности сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- Провести исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- Проанализировать и обобщить полученные в результате исследования данные.
Организация исследования: исследование проведено на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 17 «Березка» город Верхняя Салда.
Методы исследования: изучение и анализ психолого–педагогической литературы, наблюдение, опрос, диагностика и анализ результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Задача развития связной речи занимает главное место в общей системе речевого развития детей. Обучение связной речи является одновременно и целью, и средством практического овладения языком. И.П. Носенко указывает, что связная речь имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, она положительно влияет на формирование таких его важных личностных качеств, как коммуникабельность[2], доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто его окружает, инициировать собственные идеи, участвовать в различных видах детского творчества [1, с. 72].
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
- процесс, деятельность говорящего;
- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
- название раздела работы по развитию речи.
Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».
Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Поддерживание и развитие диалога предполагает наличие умений слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным.
Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация.
Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.
Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на словесную реакцию другого человека. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую роль. Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится.
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.