Введение
1. Теоретические аспекты изучения речевых и неречевых нарушений у детей с дизартрией
1.1. Понятие и клиническая картина дизартрии
1.2. Речевые нарушения у детей с дизартрией
1.3. Неречевые нарушения у детей с дизартрией
2. Экспериментальное исследование речевых нарушений у детей с дизартрией
2.1. Исследование речевых нарушений у детей с дизартрией
2.2. Коррекция речевого и неречевого развития детей 4-5 лет с дизартрией
2.3. Эффективность речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Стертая дизартрия в ее проявлениях характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, изменчивостью и различной корреляцией речи и невербальных симптомов. Стертая дизартрия на самом деле не является ни функциональной, ни органической, а является следствием неврологических последствий.
Поэтому актуальность исследования связана с тем, что число дошкольников с дизартрией возрастает. Своевременное выявление данных речевых расстройств, точная идентификация их дифференциальных признаков и механизмов дизартрии важны для развития логопедической системы для коррекции минимальных дизартрических расстройств.
Цель работы – изучить особенности речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с дизартрией (4-5 лет).
Объект исследования: дизартрия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи:
1. Изучить понятие и клиническую картину дизартрии.
2. Проанализировать речевые нарушения у детей с дизартрией.
3. Рассмотреть неречевые нарушения у детей с дизартрией.
4. Провести экспериментальную работу, направленную на коррекцию речевого и неречевого развития детей 4-5 лет с дизартрией.
5. Выявить эффективность речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией.
Методы исследования: 1) теоретические методы: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; 2) эмпирические методы: психодиагностический метод; количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка».
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы в работе специалистов для развития речевых и неречевых функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М: Просвещение, 2011. – 319 с.
2. Аскерова И. Основные направления коррекционной работы при дизартрии / И. Аскерова // Наука, новые технологии и инновации. – 2017. – № 6. – С. 184-186.
3. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. – 104 с.
4. Ветрова Я.И. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / Я.И. Ветрова // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3 (7). – С. 26.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб.: Речь, 2010. – 144 с.
6. Винарская Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов – М.: Просвещение, 2012. – 341 с.
7. Елеуова А.Е. Влияние компонентов просодики на речь при дизартрии / А.Е. Елеусова // Научный журнал. – 2016. – № 3 (4). – С. 54-56.
8. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина // Дефектология. – 2013 – №5. – С. 45–51.
9. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб: Речь, 2011. – 191 с.
10. Лизунова Л.Р. Дизартрия у детей / Л.Р. Лизунова. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. – 189 с.
11. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р.И. Мартынова. – М.: Просвещение, 2010. – 90 с.
12. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
13. Роменко Е.С. Результаты изучения кинетического и кинестетического праксиса у детей старшего возраста с дизартрией / Е.С. Роменко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 8-10. – С. 109-112.
14. Семенова К.А. Дизартрии. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. – М.: Академия, 2012. – 277 с.
15. Скорынина О.В. Развитие просодической стороны моторной речи у детей с дизартрией / О.В. Скорынина // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – № 4 (8). – С. 152-154.
16. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О.А. Токарева. – М.: Академия, 2012. – 142 с.
17. Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / С.Н. Шаховская. – М.: Владос, 2011. – 290 с.