Курсовая работа|Педагогика

Формирование мотивации к обучению в школе детей младшего школьного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 52

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретический подход к проблеме формирования учебной мотивации младших школьников

1.1. Понятие мотивации и мотивационной сферы ребенка в психологии и педагогике

1.2 Особенности формирования мотивационной готовности к бучению в школе у младших школьников

1.3. Специфика работы психолога по формированию мотивации обучения ребенка младшего школьно возраста в школе

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2.Экспериментальная работа по формированию мотивации младших школьников к обучению в школе

2.1.  Характеристика диагностической программы исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3. Описание коррекционной программы

Выводы по главе 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.

Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее значимость обусловлена новым социальным заказом. В ближайшей перспективе развития России будет востребован человек - активный член общества с действенной гражданской позицией, готовый к решению возникающих в различных сферах жизни проблем и умеющий нести ответственность за свои решения. Выпускникам средних образовательных учреждений понадобятся такие качества как: познавательная активность и самостоятельность; оперативная ориентация в информационных потоках; креативность мышления и способность к осознанному выбору своих решений, суждений, поступков; коммуникативная культура и умение работать "в команде". Данные качества следует формировать уже в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: изучить проблему формирования мотивации обучения в школе детей младшего школьного возраста.

Объект исследования:  мотивация обучения младших школьников.

Предмет исследования: формирование мотивации к обучению в школе детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: повышению мотивации младших школьников к обучению в школе будет способствовать программа, основанная на игре и проектном методе, создании предметно-пространственной среды с мотивацией на учебную деятельность .

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие мотивации учения в научной литературе.

  1. Изучить мотивационную готовность ребенка к школе как компонент общепсихологической готовности.
  2. Провести эмпирическое исследование уровня сформированности мотивации к обучению в школе у младших школьников.
  3. Разработать программу по развитию мотивации обучения младших школьников в школе.

Теоретическая основа исследования: концепции и теории Е.П. Арнаутовой, Л.И. Божович, Г.В. Бородиной,А.Л. Венгер,  Г. Витилах, Е.Т. Волковой,  Н.И. Гуткина и др.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам,  заключения и списка литературы, содержащего 35 источников.

 

ГЛАВА 1. Теоретический подход к проблеме формирования учебной мотивации младших школьников

  • Понятие мотивации и мотивационной сферы ребенка в психологии и педагогике

«Мотивация» – процесс побуждения людей к эффективному и высокопроизвоидетельному труду. В толковом словаре мотивация определена как: 1) потребность в том или ином поступке, в той или иной деятельности; 2) система побудительных причин человеческого поведения, источник активности, организующий и направляющий деятельность человека». В юридическом словаре даётся следующее определение мотивации: 1) объяснение, приведение доводов в пользу какого - либо решения, действия; 2) побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения»[11, c. 135]

Л.А. Дмитриевская подчеркивает, что «мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Слово мотивация используется современной психологией в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне» [25, с. 18]. Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленность и активность.

По мнению одного из наиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации – М. М. Безруких, «мотивация есть специфический вид психологической регуляции поведения и деятельности» [3, с. 19]. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяет поведение.

Сложность и многоаспектность проблемы обуславливает множественность подходов к пониманию ее структуры, а также методам ее изучения. (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, М.Ш.Магомет-Эминов, А.Маслоу, З.Фрейд, П.М.Якобсон и другие)

Существенно подчеркнуть, что, по мнению Л.И. Божович, основным методическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно – смысловой сторон мотивации[5].

Мотивационная сфера включает и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С.Выготский[16]), переживание удовлетворения потребности. В обще психологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающихся субъекту в виде потребностей, интересов, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют деятельность дошкольника. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Анализ структуры мотивации позволил Г.Г. Кравцову [34] выделить в ней:а) единство процессуальных и дискретных характеристик. б) двух модельное, то есть положительное и отрицательное основание ее составляющих.

Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы – не застывшее, статическое, а развивающееся, изменяющееся в процессе жизнедеятельности образование. Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И.Додоновым ее четырех структурных компонентов: «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – ее целевыми составляющими» [26, с. 215]. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемые как награда и избежание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится в терминах основных потребностей ребенка (Х.Мюррей, Дж.Аткинсон, А.Маслоу).

Всего 35 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское