В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения – разрабатываются многообразные научно-методологические концепции, вводятся новые образовательные стандарты, реализуются оригинальные учебные программы, идет поиск инновационных технологий и апробируются новые методы обучения. Все это предполагает определенный, необходимый для усвоения содержания учебного материала, уровень умственного потенциала обучающихся, а также стимулирует поиск эффективных путей развития их интеллектуальных ресурсов.
Условия современной жизни требуют от человека высокого уровня интеллектуального развития, широкого кругозора знаний в различных сферах, умения мыслить креативно. Знакомство с различными сторонами общественного сознания – основами наук, искусства, нормами морали и права – происходит, в первую очередь, в школьном возрасте. Обучение в школе направлено на усвоение огромного количества учебного материала. Основная образовательная задача школы – обеспечение процесса сознательного, активного, систематического и прочного усвоения знаний.
В процессе учебной деятельности решаются многообразные образовательные задачи, и продуктивность и эффективность их решения напрямую связаны с организацией и содержанием процесса обучения. Образовательный процесс имеет два важных направления – преподавание, осуществляемое педагогом, и учение, представленное деятельностью обучающегося. Ученик в школе является основным субъектом образовательного процесса. Анализ учебной деятельности проводится с учетом индивидуальности ученика, т.к. его психологический потенциал во многом обусловливает ее результаты. Даже самые прогрессивные методы преподавания и научно обоснованное содержание учебных дисциплин сами по себе не обеспечат эффективный учебный процесс без учета
индивидуальных различий учеников, которые проявляются в учебной деятельности.
Одной из самых существенных психологических характеристик обучающегося, с которой связывают успешность обучения, является развитие его интеллектуальной сферы. Интеллектуальные способности человека оцениваются окружающими высоко. С ними связывают успешность и востребованность личности в обществе. С детства ребенка предупреждают о том, что хорошая учеба в школе обеспечит ему успешное будущее. Современная школа выдвигает задачу умственного развития учащихся наряду с задачей обучения основам наук.
Не секрет, что в последние десятилетия требования федеральных образовательных программ настолько высоки, что большое количество детей испытывают трудности в ходе обучения. Расхождение школьных требований и психологических возможностей учащихся касается, в первую очередь, уровня умственного развития детей. Трудности в выполнении требований учебной деятельности возникают даже у детей, не имеющих нарушений с точки зрения медицины. Организация дополнительных занятий ученикам не является выходом из ситуации. Думается, прежде всего, необходимы изменения в мыслительной деятельности детей.
Теория и практика проблемы развития интеллектуальной сферы показывают, что детей с низким уровнем интеллектуального развития достаточно много. В стимулировании мыслительных операций нуждаются даже дети, соответствующие возрастным нормам, не говоря уже о педагогически запущенных.
Одним их направлений работы педагога-психолога является психологическая коррекция. В рамках выпускной квалификационной работы мы ставим вопрос коррекции относительно интеллектуального развития. В практической психолого-педагогической литературе предложено множество упражнений, техник и игр, направленных на развитие познавательных психических процессов. Принципиально важно осуществление
коррекционно-развивающей работы по специально разработанным программам, которые составляют единый развивающий курс. Только систематизированный, логически выстроенный комплекс, в отличие от разрозненно и случайно проводимых упражнений, может дать эффективный результат.
Цель нашего исследования: рассмотреть сущность и содержание психологической коррекции интеллектуальной сферы школьников.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
- проанализировать различные подходы к раскрытию сущности умственного развития как совокупности знаний и процесса; изучить особенности умственного развития на разных возрастных этапах;
- выделить коррекцию и развитие как проблемы школьного обучения;
- разработать методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий для развития интеллектуальной сферы школьников;
- рассмотреть базовые принципы и содержание коррекционно-развивающих программ умственного развития школьников;
- организовать и провести экспериментальную проверку эффективности коррекционно-развивающих программ.
Объектом исследования выделена интеллектуальная сфера школьников.
Предмет исследования - коррекционно-развивающие программы умственного развития учащихся 3-5 классов.
Гипотеза: мы предположили, что для стимулирования процессов умственного развития детей необходимо проводить систематическую коррекционно-развивающую работу. Коррекционно-развивающие программы должны включать в себя упражнения и задания, выстроенные в логической последовательности.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № г. Грозного
Чеченской Республики. В исследовании приняли участие учащиеся двух 5-х классов выбранной школы: экспериментальный класс – 31 учащихся; контрольный класс – 39 учащихся. Все дети участвовали в исследовании добровольно и с согласия родителей.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации представленных в научной литературе подходов к проблеме умственного развития и разработке теоретических основ коррекционно-развивающей работы со школьниками.
Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций проведения коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-5 классов, а также - в разработке содержания коррекционно-развивающих программ, которые могут быть использованы в педагогической практике.
Работа имеет следующую структуру:
Введение, в котором обоснована актуальность изучаемой проблемы; представлен методологический аппарат исследования: сформулированы цель и задачи исследования, выделены объект и предмет, выдвинута гипотеза исследования, обозначены методологические основы и методы исследования.
В первой главе представлено описание теоретических основ умственного развития детей: развитие интеллектуальной сферы рассмотрено как часть психического развития; проанализированы различные подходы к раскрытию сущности умственного развития как совокупности знаний и процесса; описаны особенности умственного развития на разных возрастных этапах; рассмотрены коррекция и развитие как проблемы школьного обучения.
Во второй главе описана экспериментальная работа по проверке эффективности коррекционно-развивающих программ умственного развития школьников: даны методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий для развития интеллектуальной сферы
школьников; рассмотрены базовые принципы и содержание коррекционно-развивающих программ умственного развития школьников; описана процедура проведения экспериментальной работы по проверке эффективности коррекционно-развивающих программ; проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
Заключение, где в краткой форме изложена основная идея и выводы по проведенному исследованию.
Также в работе имеется список использованной литературы.
Апробация предварительных результатов исследования:
Предварительные результаты исследования докладывались на конференции и публиковались в научных изданиях:
- Усманова А.Л., Миназова В.М. Умственное развитие как совокупность знаний и процесс // Материалы ежегодной межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Взгляд современной молодежи на современные проблемы гуманитарного знания», 13 апреля 2019 г., с. 1..-1….
- Усманова А.Л., Миназова В.М. Основные принципы и содержание коррекционно-развивающих программ умственного развития школьников // Материалы ежегодной межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Взгляд современной молодежи на современные проблемы гуманитарного знания», 13 апреля 2019 г., с. .-1….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Развитие интеллектуальной сферы как часть психического развития
Процесс развития интеллектуальной сферы является одной из составляющих компонентов общего процесса развития психики индивида. В связи с этим в рамках отечественной психологической науки под интеллектуальным развитием понимают специфический процесс, заключающийся в присвоении индивидом опыта предшествующих поколений.
Роль умственного развития для индивида исключительно велика. Состояние интеллектуальной сферы во многом является определяющим фактором настоящего и будущего человека: места в иерархии общественных отношений иерархии, социальной ценности и социального статуса.
Успешность учебной деятельности школьников зависит от особенностей его умственного развития. По мнению многих педагогов и психологов (К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.) умственное развитие занимает ведущие позиции в общем психическом развитии ребенка.
Для теории и практики проблемы умственного развития важно разобраться в его источниках. С одной стороны, процесс умственного развития происходит отчасти как следствие естественного созревания организма, особенно нервной системы с ее высшим отделом – мозгом. Как известно, все высшие психические функции «замыкаются» в мозге. Созревание биологическое - обязательная предпосылка психического
развития, так как психическая деятельность - это деятельность мозга.
С другой стороны, признано, насколько велико значение социального фактора в психическом развитии. Многообразие социальных влияний обеспечивает в процессе обучения и воспитания обеспечивает передачу подрастающему поколению опыта человечества в виде знаний, умений, навыков. Объем и содержание этих знаний и умений во многом определяются общественными условиями, в первую очередь - микросредой (семьей, школой, кругом общения).
По мнению А.Н. Леонтьева, развитие интеллектуальной сферы человека протекает в процессе освоения тех знаний и опыта, которые выработаны человечеством в общественно-историческом развитии [24, с.87]. И этот факт неоспорим.
Таким образом, одной из существенных сторон умственного развития является процесс усвоения знаний, и значимыми показателями эффективности данного процесса можно выделить их содержание и объем. Необходимо помнить, что умственное развитие нельзя сводить к одному лишь количественному показателю объема знаний, т.к. невозможен разрыв между содержанием усвоенных знаний и механизмами, процессом их усвоения. Л. С. Выготский впервые высказал положение о том, что содержание знаний и форма их усвоения являются двумя составляющими, которые имеют существенную внутреннюю связь, а не случайную [12]. Данный тезис в настоящее время очевиден для специалистов-педагогов и специалистов-психологов. Из этого следует, что в процессе усвоения познавательного материала у человека формируются определенные формы и способы их освоения.