Курсовая работа|Педагогика

Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 46

ВВЕДЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА

1.1. Сущность понятия "эстетическое развитие" в научной литературе

1.2. Методы, принципы и средства эстетического развития дошкольников

1.3. Народный танец как средство эстетического развития детей дошкольного возраста

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Определение уровня эстетического развития дошкольников

2.2. Описание хода работы по эстетическому развитию дошкольников средствами народного танца

2.3. Оценка эффективности проведенной работы

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Современный человек живет в условиях, активно стимулирующих потребление жизненных благ, по большей части материальных. К сожалению, именно дети, в силу занятости их родителей и развитой сферы услуг и развлечений, больше всего подвержены этому разрушающему влиянию. Именно поэтому в последнее время особенно увеличился интерес к вопросам теории и практики эстетического воспитания, как немаловажному средству развития взаимоотношения личности к действительности.

Дошкольный возраст – самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребенка к освоению окружающего общества, период его первоначальной социализации вне семьи. Именно в данном возрасте начинается активизация самостоятельности мышления, развивается не только познавательный интерес детей, любознательность, но и умение отличать красивое от некрасивого, как в произведениях искусства, так и в окружающей реальности.

Эстетическое развитие личности дошкольников – является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности.

Актуальность проблемы эстетического развития дошкольников подтверждается введенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нового поколения. Интегрированный подход воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации позволяет воспитывать в ребенке умение видеть прекрасное в окружающей действительности, трудолюбие, сознательное отношение к учению, стремление к созидательной деятельности. Впоследствии это становится жизненной позицией взрослого человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

В существующей системе эстетического воспитания дошкольников определенное место занимает народный танец. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.

Анализ литературы показал, что проблема эстетического развития нашла отражение в исследованиях многих ученых. Работы Ю.Б. Алиева, Ю.Б. Борева, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, В.Н. Шацкой посвящены общим вопросам эстетического воспитания, исследованию его понятийно-терминологического аппарата, установлению его сути и задач эстетического воспитания.

Вопросами эстетического развития детей занимались многие специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий).

Проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О. Б. Буксикова, А. Г. Бурнаев, Е. И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О. В. Ромах, Л.К. Сальманова.

Однако, данные работы в итоге не были направлены на освещение проблемы нравственно-эстетического воспитания детей средствами русского народного танца. Таким образом, несмотря на активный интерес и наличие богатого опыта в реализации эстетического развития дошкольников, методические вопросы эстетического развития средствами народного танца недостаточно разработаны и внедрены в практику ДОО. В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью эстетического развития детей дошкольного возраста и недостаточностью методических материалов для педагогов, реализующий этот вид деятельности.

Проблема исследования – каким должно быть содержание эстетического развития детей дошкольного возраста средствами народного танца в ДОУ?

Определенные актуальность, противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы курсовой работы: «Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс эстетического развития личности детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: народный танец как средство эстетического развития личности дошкольника.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по эстетическому развитию детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации средствами народного танца.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации средствами народного танца будет эффективным, в случае соблюдения следующих условий:

чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 НОД подряд;

в процессе обучения народному танцу необходимо использовать различный выразительный игровой материал с целью побуждения детей к занятиями хореографией: игрушки, костюмы, декорации, иллюстрации;

на НОД должна быть доброжелательная обстановка, искренний интерес педагога к успехам воспитанников, поддержка и поощрение их самостоятельности.

Задачи исследования:

раскрыть сущность понятия "эстетическое развитие" в научной литературе;

проанализировать формы, методы, условия и средства эстетического развития дошкольников;

изучить роль народного танца в эстетическом развитии детей дошкольного возраста;

провести экспериментальное исследование эффективности использования народного танца как средства эстетического развития личности дошкольника.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (тестирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение). В качестве методов обработки и интерпретации итоговых данных проводился количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты теоретические аспекты проблем эстетического развития дошкольников средствами русского народного танца.

Практическая значимость исследования состоит в том, материалы исследования могут быть использованы на в практической деятельности педагогов ДОУ. Результаты исследования могут быть использованы начинающими руководителями танцевальных коллективов.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 города Тюмени.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛОССАРИЙ

  1. Эстетика – это философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.
  2. Эстетическое развитие – это педагогический процесс целенаправленный на формирование эстетических способностей чувствовать, воспринимать, наслаждаться искусством, оценивать, развивать творческие и художественные способности в процессе своей учебной деятельности, в быту, в поведении и поступках, формирует эстетический вкус и представление об окружающем мире.
  3. Эстетические ценности – это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства.
  4. Интериоризация эстетических ценностей – приобщение индивида к эстетическим ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание.
  5. Эстетическая воспитанность – свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных качеств личности, в обобщенной форме отражающих единство эстетического переживания, эстетического осознания и эстетического творческого действия.
  6. Эстетическая оценка – ценностное отношение человека к конкретному явлению или образу на основе сопоставления его с эстетическими нормами, выработанными человечеством.
  7. Эстетическая потребность – устойчивая потребность в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания.
  8. Эстетический вкус – способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства.
  9. Эстетический идеал – образ должной и желаемой эстетической ценности.
  10. Эстетический интерес – избирательная направленность на объекты в области прекрасного в окружающей действительности.
  11. Эстетическое воспитание – область прикладного научного знания и общественной практики, основным предметом которой является раскрытие сущности, закономерностей, форм, путей, средств эстетического развития личности.
  12. Эстетическое восприятие – способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.
  13. Эстетическое суждение – акт эстетической оценки; умение выделять и обобщать эстетические особенности, качества эстетических предметов.
  14. Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.
  15. Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

 

 

 

 

 

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 336 с.

Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом / Г.Ф. Богданов. – М.: Рольф, 2011. — 272с.

Борев Ю.Б. Введение в эстетику / Ю.Б. Борев // Учебник. – М.: Титул. – 2016. – 356 с.

Бочкарева О. А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа / О. А. Бочкарева. – Корифей, 2007. с. 96.

Бутенко Н.В. Концептуальная модель художественноэстетического развития детей дошкольного возраста / Н.В. Бутенко // Сиб. пед. журнал. – 2015. - № 1. – С. 36-41.

Воспитание детей и молодежи в изменяющемся мире: сборник статей / под научн. ред. И.В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. – 276 с.

Галишникова Е.М. Становление и развитие теории и практики эстетического воспитания в Татарстане: дис. ... д-ра пед. наук / Е.М. Галишникова. – Казань, 2004. – 397 с.

Долгополова Л.А. Психолого-педагогические основания индивидуального подхода в работе педагога-хореографа / Л.А. Долгополова / Успехи современной науки и образования.– 2017. Т. 1.– № 3. – С. 135-138.

Ежова Н.А. Деятельность учреждения дополнительного образования детей по эстетическому развитию личности / Н.А. Ежова // Вестник современной науки. – 2016. – № 7-2 (19). – С. 45-50.

Ерохина О. В. Школа танцев для детей / О. В. Ерохина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 223 с.

Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч.пособие / Д. Зайфферт. – СПб.: Планета музыки, 2012. – 125с.

Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: монография / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 306 с.

Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход): монография / Г. Г. Коломиец. — Оренбург: Изд-во Оренб. обл. ин-та повышения квалиф. работ. образования, 2007. — 240 с.

Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. − Мозаика-Синтез, 2002. − 352 с.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Изд. 4-е, перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-М., 2001. – 607 с.

Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: дис. ... д-ра пед. наук / А.Ф. Лобова. – М., 2001. – 347 с.

Мамбеталиева Ж.Т. Развитие эстетической деятельности и их влияние на развитие творческих способностей у младших школьников / Ж.Т. Мамбеталиева // Известия ВУЗов. – Кыргызстан, 2016. – № 7. – С. 134-135.

Маркевич И. Д. Эстетическое воспитание детей с двигательными нарушениями средствами музыкально-ритмической деятельности: метод. Рекомендации / И. Д. Маркевич −Мурманск: МОИПКРО, 2006. − 29 с.

Неменский Б. М. О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. М.. Просвещение, 2015. − 67 с.

Пуртурова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Пуртурова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. — М.: Владос, 2014. – 284с.

Ревякин Д. В. К проблеме формирования художественноэстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 93-96.

Современные концепции эстетического воспитания: теория и практика / отв. ред. Н.И. Киященко // – М. : ИФРАН. – 1998. – 302

Тагильцева Н.Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников: дис. ... д-ра пед. наук / Н.Г. Тагильцева. – М., 2002. – 330 с.

Торшилова, Е.М. Тестирование общего и эстетического развития ребенка: концепция и методики/ Е.М. Торшилова // Цветной Мир, 2008. – № 1. – С. 24 - 34.

Торшилова, Е.М. Эстетическое развитие ребенка: гипотезы и факты / Е.М. Торшилова // Теории и исследования. – М.: Развитие личности, 2012. – № 3. – С. 62 -76.

Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Учебное пособие / В. Н. Холопова − Лань, 2010. − 368 с.

Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Академия, 2012. – 188с.

Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Т.Я. Шпикалова. – М.: Владос, 2000. – 272с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское