Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния цифровой среды на физическое развитие дошкольников
1.1. Общая характеристика понятия «цифровая среда» в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста
1.3. Цифровые ресурсы для физического развития дошкольников в детском саду
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию влияния цифровой среды на физическое развитие дошкольников
2.1. Диагностика исходного уровня физического развития дошкольников
2.2. Программа «Виртуальный крепыш» физического развития дошкольников в условиях цифровой среды
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. Активная цифровизация современного общества стала причиной кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе – в системе дошкольного образования. Использование информационных технологий в ДОУ открывает воспитателям новые значительные возможности для внедрения в свою профессиональную деятельность современных методических разработок. Наибольшую актуальность использование цифровизации приобретает для решения задач физического развития детей дошкольного возраста, поскольку такие технологии делают процесс физического воспитания более насыщенным, современным, многообразным и интересным для детей, что повышает их интерес к спортивным занятиям в целом.
На развитие теории и практики работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Д.А. Антоновой [2], С.Ю. Белявской [6], Д.А. Богдановой [7] и др.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на наличие ряда исследований по физическому развитию детей, недостаточно показана целостная картина возможностей цифровой среды в рамках развития физических качеств дошкольников. Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической литературе обусловили выбор темы нашего исследования «Влияние цифровой среды на физическое развитие дошкольников».
Цель исследования – изучить особенности физического развития дошкольников в условиях цифровой среды.
Объект исследования – процесс физического воспитания дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия физического развития дошкольников в условиях цифровой среды.
Гипотеза исследования – мы полагаем, что процесс физического развития детей дошкольного возраста будет более эффективным при условии разработки авторской программы физического воспитания дошкольников в условиях цифровой среды на основе парциальной.
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику понятия «цифровая среда» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности физического развития детей дошкольного возраста.
3. Исследовать цифровые ресурсы для физического развития дошкольников в детском саду.
4. Представить результаты экспериментальной работы по исследованию влияния цифровой среды на физическое развитие дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных исследователей по проблемам физического развития детей дошкольного возраста (Л.Р. Айропетянц [1], Б.А. Ашмарин [3], И.С. Барчуков [4] и др.), а также по особенностям использования цифровых технологий в воспитательном процессе в ДОУ (Д.А. Антонова [2], С.Ю. Белявская [6], Е.Д. Корягина [13] и др.).
Методы исследования: метод анализа психолого–педагогической литературы по теме исследования, приемы абстрактно–аналитического осмысления, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения, методы контрольных испытаний (тесты для оценки физического развития дошкольников Н.А. Ноткиной).
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала в дальнейших теоретических исследованиях по теме «Влияние цифровой среды на физическое развитие дошкольников».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала в личной педагогической практике автора в рамках разработки программы по физическому воспитанию дошкольников в условиях цифровой среды на основе парциальной.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы влияния цифровой среды на физическое развитие дошкольников
1.1. Общая характеристика понятия «цифровая среда» в психолого-педагогической литературе
Глобальный переход на систему цифрового образования и цифровую экономику является подтверждением активном росте актуальности процесса цифровизации. Создание эффективных цифровых экономики и образования представляет собой один из значимых приоритетов государственной политики не только России, но и всего мира.
С целью раскрытия понятия «цифровая среда», прежде всего, необходимо проанализировать сущность процесса цифровизации в целом. Цифровизация в широком смысле представляется «процессом внедрения современных цифровых технологий в различные области жизни и производства» [22, с. 152].
В конце прошлого столетия достаточно широко распространилась такая технология, как IoT на мировом уровне, но Россия достаточно сильно отставала с точки зрения цифровизации, поскольку в тот период в нашей стране только стали появляться мобильные телефоны. Однако за небольшое время, прошедшее с тех времен (только 20 лет) Интернет прочно вошел в жизнь каждого человека, и современного ребенка сложно представить без смартфона, планшета или иных гаджетов [20].
Цифровизация в глобальном смысле представляет собой концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства. И эта концепция широко внедряется во всех без исключения государства.
«Цифровая трансформация системы образования, прежде всего, подразумевает оснащение школ и дошкольных учреждений современными цифровыми технологиями, которые призваны увеличить доступность обучения и обучающих материалов для всех» [2, с. 19]. Кроме того, высока вероятность того, что в ближайшие годы цифровизация заменит традиционный формат образования, в частности – станут популярными дистанционные уроки.
Трансформация образовательной системы в условиях цифровой среды имеет ряд достоинств [2]:
- повышение уровня самостоятельности детей с ранних лет;
- снижение времени на заполнение бумажных документов (их полноценной заменой становятся планшеты, приложения в телефоне, электронные документы и др.);
- сохранение финансов, поскольку сокращается число предметов, необходимых для покупки для полноценного обучения;
- возможность сокращения разрыва между уровнем образования в городской и сельской местности.
Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры [Текст] / Л.Р. Айропетянц. – Ташкент, 2021. – 90 с.
Антонова Д.А., Оспенникова Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений [Текст] / Д.А. Антонова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – № 14. – С. 5-37.
Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. – Москва: Просвещение, 2018. – 259 с.
Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения [Текст] / И.С. Барчуков. – Москва: КноРус, 2018. – 62 c.
Безруких М.М., Сонькин В.Д. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст] / М.М. Безруких. – Москва: Академия, 2017. – 432 c.
Белявская С.Ю. Спорт в условиях глобальной информатизации [Текст] / С.Ю. Белявская // Когнитивные науки в информационном обществе. – 2021. – №1. – С. 4-6
Богданова Д.А., Федосеев A.A. Телекоммуникации для образования [Текст] / Д.А. Богданова // ИНФО. – 2017. – №2. – С. 27-29.
Васильченко С.Х. Персонализация обучения и воспитания на основе информационных технологий: монография [Текст] / С.Х. Васильченко, С.В. Зенкина, О.П. Панкратова. – Ставрополь: АГРУС, 2018. – 122 с.
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье дошкольников [Текст] / Н.Ф. Дик. – Москва: Феникс, 2018. – 320 c.
Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – Москва: Мир, 2018. – 288 c.
Качашкин В.М. Методика физического воспитания [Текст] / В.М. Качашкин. – Москва: Просвещение, 2019. – 304 c.
Копылов Ю.А. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Ю.А. Копылов. – Москва: Арсенал образования, 2020. – 393 c.
Корягина Е.Д. Цифровой аватар образования [Текст] / Е.Д. Корягина // Теоретическая экономика. – 2019. – № 2 (50). – С. 62-66.
Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации [Текст] / Г. А. Краснова, Г. В. Можаева. – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2019. – 200 с.
Лазоренко В.И., Филиппова С.О. Интерес детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой [Текст] / В.И. Лазоренко // Актуальные вопросы физической культуры детей младшего школьного возраста: Сборник научно-методических трудов. – Санкт-Петербург: Белл, 2019. – С. 94-98.
Малькова А.П. Применение информационных образовательных технологий ресурсов в преподавании физической культуры [Текст] / А.П. Малькова // В сборнике: Современные проблемы науки и образования. сборник статей II Международной научно-практической конференции. –Пенза, 2021. – С. 159-161.
Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие [Текст] / И.В. Манжелей. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – 144 с.
Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания [Текст] / М. Маханева // Наука и образование. – 2017. – № 2. – С. 22-24.
Мелехина Н. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей [Текст] / Н.А. Мелехина. – Москва: Детство-Пресс, 2020. – 112 c.
Муллер А.Б. Физическая культура [Текст] / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. – Москва: Инфра-М, 2018. – 320 c.
Нестерова З.А. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 5-7 лет [Текст] / З. Нестерова // Педагогика. – 2019. – № 2. – C. 34-37.
Петров П.К. Перспективы и проблемы развития физкультурного образования в условиях цифровой трансформации [Текст] / П.К. Петров // В сборнике: Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры. материалы VIII международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.А. Деминской; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий Государственный Университет»; Институт физической культуры и спорта. – 2023. – С. 152-157.
Прокофьева В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта [Текст] / В.Н. Прокофьева. – Москва: Феникс, 2019. – 192 c.
Физическая культура и физическая подготовка [Текст] / Под ред. В.Я. Кикотия. – Москва: Юнити, 2017. – 288 c.
Чернышенко Ю.К., Осик В.И. Физическое воспитание и здоровье [Текст] / Ю.К. Чернышенко. – Краснодар: КГАФК, 2019. – 132 с.