Курсовая работа|Педагогика

Внеурочная работа по русскому языку как способ формирования коммуникативной компетенции младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 37

1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной работе по русскому языку.

1.1. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников как одна из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

1.2. Возрастные психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста

1.3. Внеурочная работа по русскому языку как способ формирования коммуникативной компетентности младших школьников в современной парадигме образования

2. Практико-ориентированная деятельность по формированию коммуникативной компетенции младших школьников посредством внеурочной работы по русскому языку

2.1. Аналитическая работа практико-ориентированной деятельности по формированию коммуникативной компетенции младших школьников

2.2. Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников

2.3. Методические рекомендации учителям по формированию коммуникативной компетенции младших школьников посредством внеурочной работы по русскому языку

Заключение

Список использованных источников

Приложение А (обязательное). Проекты внеурочных занятий по русскому языку в контексте формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

 

Актуальность темы исследования. Внеурочная работа по русскому языку играет важную роль в формировании коммуникативной компетентности младших школьников. В современном обществе, где умение правильно и грамотно выражать свои мысли является неотъемлемой частью успешного социального взаимодействия, развитие навыков русского языка становится одной из главных задач образовательной системы.

Особенностью внеурочной работы по русскому языку является возможность создания условий для практического применения полученных знаний и умений. Уроки насыщены интерактивными формами работы, как индивидуальными, так и групповыми заданиями. Это помогает детям активно участвовать в процессе обучения, развивает их коммуникативные навыки и способствует формированию полноценного языкового опыта.

Формирование коммуникативной компетенции является одной из важнейших задач образовательной системы. В особенности в младшем школьном возрасте, когда дети только начинают осваивать навыки общения и участия в социальных взаимодействиях. Коммуникативная компетенция позволяет детям эффективно выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других людей, устанавливать контакты и сотрудничать с окружающими.

В данной курсовой работе будет рассмотрена проблематика формирования коммуникативной компетенции у младших школьников. Будут представлены различные методы и подходы к развитию навыков общения, а также выделены ключевые аспекты, которые следует учитывать при организации учебного процесса для достижения оптимальных результатов. Основная цель статьи - помочь педагогам и родителям более эффективно подготовить детей к успешному общению в современном информационном обществе.

Цель исследования: теоретически обосновать и внедрить комплекс методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных навыков у младших школьников   на внеурочных занятиях по русскому языку

Объект исследования: процесс обучения русскому языку.

Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков у обучающихся на уроках русского  языка на начальной ступени обучения.

Гипотеза исследования: использование разнообразных методов и приёмов организации учебного процесса, игр, упражнений будет способствовать развитию коммуникативных навыков у обучающихся.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие коммуникативных навыков в психолого­педагогической литературе.
  2. Выявить особенности обучения русскому языку в начальной школе.
  3. Показать специфику организации работы по формированию коммуникативных умений и навыков.
  4. Провести практическую работу по развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка.

Для успешной реализации поставленных задач и проверки выдвинутых положений гипотезы использовались различные методы исследования:

Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; обобщение передового педагогического опыта.

Эмпирические: анкетирование, метод наблюдения, анализ учебного материала.

База исследования: МОАУ "СОШ № 10 имени Героя Советского Союза Федора Константиновича Асеева" г. Бузулук.. В исследовании приняли обучающиеся 2 класса в количестве 21человек, учитель русского языка в младших классах, классный руководитель опытной группы.

 

1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной работе по русскому языку.

1.1. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников как одна из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Коммуникативные компетенции являются основой успешного взаимодействия в современном обществе. В эпоху информационных технологий и глобализации, умение эффективно общаться становится все более важным как на работе, так и в личной жизни. Понятие коммуникативных компетенций охватывает различные аспекты коммуникации, включая умение выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других людей, адаптироваться к различным коммуникационным ситуациям и использовать соответствующие навыки общения.

В первую очередь, коммуникативные компетенции представляют собой набор навыков и способностей, необходимых для эффективного обмена информацией. Это включает умение ясно и последовательно выражать свои мысли, выбирать подходящие слова и выразительные средства для передачи сообщения. Кроме того, коммуникативные компетенции также включают умение активно слушать других людей и понимать их точку зрения.

Второе измерение коммуникативных компетенций связано с умением адаптироваться к различным коммуникационным ситуациям и социальным контекстам. Каждая ситуация требует определенного стиля общения, и успешный коммуникатор способен адаптировать свое поведение и язык под конкретные обстоятельства. Это включает умение чувствовать эмоциональную атмосферу и настроение окружающих людей, быть тактичными и уважительными в общении.

Таким образом, понятие коммуникативных компетенций включает не только умение говорить и слушать, но и способность адаптироваться к различным коммуникационным ситуациям. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни и играют ключевую роль в достижении успеха как на работе, так и в личной жизни.

Способность человека к коммуникации определяется в психолого­педагогических исследованиях в общем как коммуникативность. Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, выделяют комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению[1].

Выделяет следующие виды умений:

  • межличностной коммуникации;
  • межличностного взаимодействия;
  • межличностного восприятия [3].

Первый вид умений включает в себя использование и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение [3].

 

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 146 с.
  2. Акишина,Т.Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи / А.А. Акишина. М.: Просвещение, 2010.- 162 с.
  3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2011.­159 с.
  4. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал.кн. изд-во», 2011.- 139 с.
  5. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2010.- 171 с.
  6. Болдырев Е.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2010.- 246 с.
  7. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М.: Просвещение, 2009. - 270 с.
  8. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2006. - 242 с.
  9. Грищенко А.И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2008. - 548 с.
  10. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2009. - 279 с.
  11. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения // Материалы педагогических исследований. - М., 2010. - 265 с.
  12. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб.пособие. - М., 2006. - 394 с.
  13. Житина Н.А. Начальное образование: становление коммуникативной компетентности: автореф. дисс. канд. пед. наук. - СПб., 2006.- 231 с.
  14. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, П.В.Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 274 с.
  15. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико­методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. - 2011. - №8. - С. 20-26.
  16. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 242 с.
  17. Колесов В.П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня: Реформы, нововведения, опыт: журнал. - 2006. - №2. - С. 20-28.
  18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология/И.Ю. Кулагина.- М.: Просвещение, 2008. - 260 с.
  19. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2010. - №5. - С.3-12.
  20. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2005.- №1.- С.30-34.
  21. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1 / под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б. - М.: Просвещение, 2010. - 342 с.
  22. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2007. - 337 с.
  23. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся. - 2008. - №

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2016 год 39 стр.
Курсовая Поиск и сортировка информации в базах данных
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское