Введение
Глава 1. Теоретические аспекты учебной мотивации младших школьников
1.1 Понятия мотивация и мотив учебной деятельности
1.2 Особенности психологического развития младшего школьника
1.3 Особенности школьной мотивации в младшем школьном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников в учебном процессе
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Разработка психолого-педагогических рекомендаций по повышению учебной мотивации младших школьников
Заключение
Литература
Приложения
Актуальность исследования. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек. Новая социальная роль требует развития психических свойств и качеств, опираясь на актуальные достижения ребенка.
Сам факт вступления в учебную деятельность стимулирует мотивационно-потребностную сферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы в его личности. С обучением ребенок начинает видеть себя в новом свете, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности познавательного обучения.
Умственная активность детей постоянно стимулируется учителем, что приводит к тому, что умственные способности детей быстро развиваются: развивается наблюдательность, активируется воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой мышления, которое характеризуется активностью, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением) и основывается на познавательной мотивации.
Успешность учёбы младших школьников во многом зависит от того, насколько сильно он мотивирован на учебу.
Мотивация к обучению в младшем школьном возрасте - одна из центральных проблем современной школы. Его актуальность обусловлена актуализацией содержания образования, постановкой задач по формированию у школьников методов самостоятельного усвоения знаний и познавательных интересов, реализацией в единстве идейного, общественно-политического, трудового, нравственного воспитания учащихся, развитие их интенсивной жизненной позиции.
На современном уровне психологической науки мы не имеем права просто констатировать, что школьник не хочет учиться. Мы должны попытаться понять, почему он не хочет обучаться, какие аспекты его мотивации не формируются, в каком случае он не желает обучаться и где мы, взрослые, не обучили его организовывать собственное поведение в таких условиях.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они не всегда уделяют должное внимание мотивации учеников. Многие учителя, зачастую сами того не понимая, отталкиваются из того, что раз ребенок пришел в среднее заведение, то он должен делать все, что советует педагог. Есть также учителя, которые в первую очередь полагаются на негативную мотивацию. В таких случаях в деятельности учащихся движет стремление избежать разного рода неприятностей: наказания, плохие оценки и т.д. В этих условиях проблема мотивации приобретает особое значение, поскольку мотивация является одним из важнейших условий успеха или неудачи обучения ребенка.
Теоретико-методологическими основаниями исследования является теория мотивации учебной деятельности, отраженная в трудах Л.И. Божович, В.И. Василовского, Р.А. Ждановой, B.C. Ильина, В.И. Ковалева, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Г.С. Сухобской, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона.
Актуальность проблемы, а также её значимость для психолого-педагогической теории и практики явились определяющими критериями в выборе темы исследования: «Выявление учебной мотивации у учащихся начальных классов общеобразовательной школы».
Объект исследования - учебная мотивация.
Предмет исследования - особенности учебной мотивации учащихся начальной школы.
Цель работы: определить условия повышения учебной мотивации учащихся начальной школы.
Исходя из заявленной цели, мы определяем следующие задачи:
1. Изучить понятия "мотив" и "мотивация" учебной деятельности.
2. Проанализировать особенности психологического развития младшего школьника.
3. Рассмотреть особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
4. Провести диагностику уровня сформированности учебной мотивации младших школьников.
5. Разработать рекомендации для педагогов в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования - учебную мотивацию учащихся начальных классов можно повысить, если обращать особое внимание на формирование активной позиции школьника в учебном процессе, что может быть осуществлено путем вовлечения его в продуктивную деятельность, имеющую для него положительную эмоциональную окраску, подкрепляемую интересом к содержанию уроков и к способам получения знаний.
В ходе исследования применялись следующие методы:
а) теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования);
б) практические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, обобщение практического опыта, метод статистической обработки данных).
Практическая значимость. Практическая значимость исследования определяется результатами эмпирического исследования: выявлением особенностей мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста. Результаты данного исследования можно применять для прогнозирования и своевременной коррекции мотивационной сферы детей в начальной школе. Данные отличия могут представлять интерес для практикующих педагогов и психологов.
Результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ, при проведении внеклассных занятий, в практике повышения квалификации педагогических кадров.
Результаты исследования апробированы ________
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты учебной мотивации младших школьников
1.1 Понятия мотивация и мотив учебной деятельности
В педагогике большое внимание уделяется проблеме учебной мотивации. Важность решения этой проблемы определяется тем, что мотивация к обучению является основным фактором результативности учебного процесса.
Мотивация представляется не только одной из главных составляющих структурной организации учебы, но и, что весьма принципиально, значимым показателем субъекта этой деятельности. Мотивирование, как первый необходимый элемент, входит в структуру учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности обусловливается как особый тип мотивации, включенный в учебную деятельность. Она носит системный характер, отличается направленностью, стабильностью и динамизмом.
В психологической литературе нет прямого определения термина «мотивация к обучению». Возможно, это связано с терминологической двусмысленностью, существующей в общей психологии. Термины «учебная мотивация», «мотивация к обучению», «мотивация учебной работы», «мотивационная сфера школьника» применяются как синонимы в широком либо узком значении. В первом случае эти понятия означают весь набор мотивирующих факторов, которые вызывают инициативность субъекта и определяют ее направление (А.К. Маркова) [10]. Во втором случае, данными понятиями означают сложную систему мотивов (В.Я. Ляудис, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина) [1].
А.К Маркова предлагает определение учебного повода, отражающее его специфику: мотив - сосредоточенность учащегося на определенных аспектах учебной деятельности, сопряженная с внутренним отношением школьника к ней [10].
Согласно определению Л.И. Божовича причинами образовательной деятельности являются причины, характеризующие личность ученика, его основную ориентацию, воспитанную в течении предыдущей его жизни как семьей, так и самим средним заведением. Поэтому в трудах Л.И. Божович на основе исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она мотивирована иерархией мотивов, в которой могут быть доминирующими как внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее реализацией, так и широкие социальные мотивы, связанные с потребностью в образовании ребенка занять определенное положение в системе социальных отношений. В то же время, с возрастом, взаимные потребности и мотивы развиваются, доминирующие ведущие потребности меняются. Мотивация к обучению - это постоянно меняющиеся мотивы, которые вступают в новые отношения друг с другом. Следовательно, формирование мотивации - это не простое усиление положительного или углубления отрицательного отношения к обучению, а усложнение структуры сферы мотивации, содержащихся в ней мотиваций, появление между ними новых, более зрелых, порой противоречивых отношений [3].