Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения гендерных особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие o межличностных отношениях
1.2 Гендерные особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальное исследование гендерных особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования гендерных особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования гендерных особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список используемой литературы
Прилoжение А Сводные результаты исследования по методике «Секрет»
Прилoжение Б Сводные результаты исследования по методике наблюдения
Прилoжение В Сводные результаты исследования по «Методике проблемных ситуаций»
Актуальность работы объясняется тем, что детство является временем, смыслом которого выступает взросление детей.
Осваивая культурные и моральные правила и законы социальной жизни, они развивают свою социальную компетентность – способность оценивать собственные действия и эффективно взаимодействовать с другими.
Старшему дошкольному возрасту свойственна идентификация со взрослыми и сверстниками, желание соответствовать нормам адекватного поведения.
Привычка мальчиков общаться с мальчиками, а девочек – с девочками появляется у детей в возрасте 3 лет и возрастает до зрелости.
В последнее время половые особенности являются особым вопросом.
Их рассмотрением занимались многие отечественные ученые (В.В. Абраменкова, А.В. Либин, И.И. Лунин, Т.И. Юферова), в том числе зарубежные специалисты (Т. В. Бендас. Д. Ричардсон, В.Е. Каган).
Однако в силу масштаба проблемы она до сих пор недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе.
Анализ психологической литературы показал, что проблема половых особенностей взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста остаётся недостаточно освещённой.
Проблема исследования: каковы половые особенности взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально рассмотреть половые особенности взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом работы выступают взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Предметом работы являются половые особенности взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
провести анализ литературы по проблеме исследования половых особенностей взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста;
выбрать способы диагностирования половых особенностей взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть половые особенности взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов рассмотрения половых особенностей взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения данных задач в работе использовались следующие методы:
теоретические (анализ литературы по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений);
эмпирические (методика «Секрет» (Т.А. Репина); метод наблюдения);
методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Гипотеза исследования состоит в предположении o том, что дети старшего дошкольного возраста характеризуются следующими гендерными особенностями межличностных отношений:
–конфликтность и агрессия;
– поведенческие и эмоциональные расстройства;
– не регламентированность.
Теоретическая основа исследования:
исследования, посвященные изучению уровня межличностных отношений у детей (В.В. Абраменкова А.В. Либин, И.И. Лунин, Т.И. Юферова);
исследования, посвященные изучению этапов гендерных отношений гендерных отношений (Т. В. Бендас, Д. Ричардсон, В.Е. Каган);
исследования, посвященные изучению физиологических особенностей мальчиков и девочек (Э.С. Вильчковский, Э.К. Суслова, Т. Репина).
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы педагогами-психологами и педагогами детских учреждений в диагностической и развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение детсад № 345 «Солнышко» поселка Прибрежный.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (14), приложения 3. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 3 рисунками.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения гендерных особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие o межличностных отношениях
Дошкольный возраст, со слов А. Н. Леонтьева, является временем первоначальной актуальной структуры человека.
Развиваются эмоциональная и мотивационная области, тесно связанные друг с другом [19].
Старший дошкольный возраст – это время исследования взаимоотношений людей, творчества и подготовки к другой, новой стадии в жизни – обучению [13].
Дети принимают участие в совместной деятельности, стараются поступать согласованно [6].
Фундаментальное значение проблемы формирования и развития взаимоотношений у детей привлекло внимание множества специалистов.
Данной тематике посвящают работы Т. А. Репиной, В. Дамона, К. Рубина [35].
В работах, которые проводились под руководством А. А. Бодалева, предметом взаимоотношений выступают представления, которые возникали в результате познания [7].
Выделяют 3 типа взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста:
- Взаимоотношения, которые возможно обнаружить, проведя анализ объективных связей детей;
- Взаимоотношения можно выявить при изучении взаимоотношений, которые существуют в коллективе;
- Взаимоотношения, которые возникают в системе оценивания детьми друг друга [7].
Взаимоотношения в детском коллективе выступают весьма сложным социально-психологическим явлением и подчиняются правилам: первое-обусловленность характера взаимоотношений тем местом, которое занимает возрастной социальный коллектив в социуме; другое-их взаимозависимость от совместной работы; последнее-характер [4].
Межличностные отношения обязательно проявляются в общении, в деятельности, в социальном восприятии.
Трудности в общении могут вызвать у детей недружелюбное отношение к сверстникам, гнев и злость.
Первой отличительной особенностью выступает огромное разнообразие коммуникативных действий.
Следующей чертой коммуникации выступает эмоциональная насыщенность.
Третья особенность детских контактов – «их нестандартный и нерегулярный характер».
1.Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика., 2016. - № 1. - С. 74 - 85.
- Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М.: Аркти, 2018. - 96 с.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт., 2017. - 200 с.
- Жавнерко, А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 685 – 687.
- Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений
[Текст] - СПб.: Питер, 2009 – 576 с.
6.Комратова, Н. Г. Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н. Г. Комратова, Н. В. Володина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9 (66). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 39 - 43.
7.Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Либроком, 2014.- 216 с.
8.Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст] / А. Н. Лутошкин. - М., Педагогика, 1988. – 128 с.
- Никитина, Е. Л. Развитие межличностных отношений
дошкольников в разновозрастных объединениях [Текст] / Е. Л. Никитина, Е. В. Парфина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 52 - 54.
10.Печенина, Н. А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / Н. А. Печенина, И. А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 2 (5). - С. 93 - 95.
- Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. - М.: Педагогика, 2008. - 148 с.
- Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой ученый, 2015. - №9. - С. 1267 - 1269.
13.Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
- Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) [Текст]: Издательство: Детство – Пресс, 2010. - 384 с.