ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИТЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Психофизиологическое содержание процесса письма
1.2 Причины и проявления нарушений письма
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1 Организация эксперимента
2.2. Результаты обследования звукопроизношения
2.3. Результаты обследования фонематического восприятия и фонема-тического слуха
2.4. Результаты обследования письма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обучение грамоте - одна из важнейших задач начальной школы. Ус-пешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит зало-гом эффективности всего дальнейшего обучения.
Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную пси-хическую деятельность, которая обеспечивается участием различных струк-турно-функциональных компонентов, многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи являет-ся лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.
У детей младшего школьного возраста достаточно часто диагностируют нарушение письма. Это оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психологического развития ребёнка.
По данным разных авторов (М.С. Грушевская, А.Н. Корнев, М.М. Без-руких), в России дисграфия выявляется у 10% - 25% учеников начальных классов.
Проявление дисграфии могут иметь разные причины и проявлений, в виде стойких повторяющихся ошибок на письме, которые возникают у младших школьников общеобразовательной школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха. В связи с этим требуется глубо-кий анализ состояния устной речи на основе, которой формируется навык письма. Одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы и для определения механизма необходимо учи-тывать весь симптомокомплекс особенностей письма.
В этой связи выявление и коррекция дисграфии у младших школьников является актуальной проблемой.
Эта проблема определила цель исследования: изучение особенностей коррекции дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Объект исследования: изучение причин и проявлений дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования: определение направлений и содержания работы по устранению нарушений письма у младших школьников общеобразовательной школы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследова-ния решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме коррек-ции дисграфии;
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изу-чение причин, механизма и симптоматики нарушений письма;
3. Определить направления и содержание коррекционной работы;
4. Провести обучающий эксперимент;
5. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы по средствам контрольного эксперимента.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИТЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Психофизиологическое содержание процесса письма
Психофизиологическое содержание процесса письма изучалось такими авторами как Лурия А.Р., Корнеев А.Н., Лалаева Р.И., Садовникова И.Н. и другие.
В процессе письма участие принимает весь мозг и все корковые отделы. Так, например, за организацию произвольных движений, за воспроизведение речи отвечает лобная доля (зона Брока). Височная доля отвечает за по-нимание полученной информации (центр Вернике) и играет роль в организа-ции механизмов памяти. Восприятие и переработка информации, полученной при помощи зрительного анализатора, протекает в затылочной доле, ответст-венная за организацию процессов зрительного восприятия. Восприятие и анализ чувствительных раздражителей, ориентация в пространстве проходит в теменной доле головного мозга. В нижней теменной извилине располагает центр праксиса, под которым понимают автоматизированные целенаправ-ленные движения - механический элемент письма.
Для полного обеспечения процесса письма, по мнению Р.Е. Левиной, все зоны головного мозга действуют по принципу динамической локализации, что дает возможность компенсации нарушенной деятельности того или иного звена данной системы [3].
В психофизиологическую структуру письма входят механизмы артику-ляции и слухового анализа, зрительной памяти и контроля, зрительной коор-динации и моторного контроля, перцептивной регуляции и комплекса лин-гвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т. п.).
Письмо и его психофизиологический механизм, по мнению Лурия А.
Р., Хомская Е. Д., Цветкова Л. С., Ахутина Т. В. имеет следующие уровни организации.
- Сенсомоторный уровень. Несет ответственность за технику письма.
- Письмо, как речевая деятельность.
При сенсомоторном уровне письма происходит обеспечение звукового анализа слов (установление последовательности звуков и уточнение слыши-мых вариантов звуковой фонемы), перевод фонем в графемы и зрительных образов букв (графем) в двигательные образы.
Андреева, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми- дисорфографиками [Текст] / С. Л. Андреева // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки. - 2003. - №43. - С. 76-84.
Анищенкова, Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошко-льников [Текст] / Е.С. Анищенкова. - М. : АСТ: Астрель,2007. - 61 с.
Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Медицина,2019. - 448 с.
Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция [Текст] / Т. В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. - СПб.: Акционер и К, 2017. - С. 225-245.
Бастуй, Н. А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости [Текст] / Н. А. Бастуй // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 2019.
Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 703 с.
Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2018 - С. 193-199
Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст]/ И.Т. Власенко.- М. : Педагогика,1990. - 184 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь: психологические исследова-ния [Текст] / Л. С. Выготский. - М. -Л. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. - 324 с.
Выготский, Л.С. Предистория письменной речи [Текст] // Умст-венное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей / Л. С. Выгот-ский. - М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - С. 73-95
Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 2016. - С. 272-317.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : изд. Детство-Пресс, 2017. - 472с.
Гришвина, А. В. Игры - занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития [Текст] / А. В. Гришвина, Е. Я. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. - М. : Просвещение, 2019. - 93с.
Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма [Текст] / Е. В. Гурьянов. - М. : Учпедгиз, 2016.
- 264 с.
Демьянов, Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков [Текст] : авторе-ферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук : 767 / Ю. Г. Демьянов / Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехте-рева. - Ленинград, 1971. - 20 с.