Введение
Глава 1 Теоретические аспекты исследования духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России
1.1 Духовно-нравственное воспитание младшего школьника: сущностная характеристика
1.2 Основные духовно-нравственные ориентиры младшего школьника в России
1.3 Методы и средства духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников на примере ОШ «Университетская» г. Елабуга
2.1 Организация и цели исследования духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников в ОШ «Университетская» г. Елабуга
2.2 План духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся младшего школьного возраста
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников в ОШ «Университетская» г. Елабуга
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Русская Православная Церковь является одним из наиболее значимых социальных институтов, без исследования которого не представляется возможным сформировать целостную картину развития России. В настоящее время отмечается тенденция, что церковь и власть и на высшем, и на региональном уровне стараются найти разнообразные точки соприкосновения практически во всех сферах жизни общества, что является не только важным, но и необходимым условием для возрождения отечественной государственности. При этом, немалая роль отводится поиску наиболее эффективных путей духовно-нравственного воспитания обучающихся, с учетом требований и норм светской образовательной системы.
Согласно положениям ФГОС НОО и ФОП НОО, в настоящее время в образовании поставлена задача формирования основных типов универсальных образовательных действий для обучающихся начальных классов, по фундаментальным образовательным целям. В составе планируемых результатов личностного УУД выделяются: формирование моральной и эстетической ориентации основных духовно-нравственных норм и их реализация на основе социальных потребностей; способность к моральному децентрации, т.е. к учете мотивов.
Также важно отметить, что многие авторы сходятся во мнении, что уровень нравственной воспитанности обучающихся напрямую влияет на уровень сформированности у них универсальных учебных действий, в первую очередь, личностных. Изучением этой проблемы занимались следующие педагоги и психологи: Н. А. Баранец, О.С. Богданова, О.Ю. Величко, Н.Д. Зотов и др.
Основные достижения науки в области воспитания детей с точки зрения нравственности заключаются в следующем: обусловлен генетически-исторический подход к выбору духовно-нравственных ценностей; в образовательном процессе определены методы, методы и условия их передачи; определены особенности процесса воспитания духовно-нравственных качеств у детей начальной школы.
В настоящее время суть процесса формирования духовно-нравственных представлений у обучающихся начальных классов недостаточно объяснена – нет общего подхода к пониманию этого процесса. В ходе обучения создаются важнейшие условия, необходимые для формирования таких понятий у детей младшего школьного возраста.
В процессе развития личного интеллекта младшего школьника в системе мотивации учебной деятельности формируется не только адекватная познавательная мотивация к обучению, но и система необходимых духовно-нравственных представлений личности. Уровень развития личности ребенка характеризует степень формирования таких представлений.
Образование как процесс – это результаты формирования на основе усвоенных знаний мировоззрения обучающихся, моральных и иных качеств, развития личности, творческих сил и способностей. За все годы обучения в общеобразовательной школе у ученика происходит формирование духовно-нравственно представлений. Но уникальная чувственность к духовно-нравственному развитию и основанию нравственно-этических ориентаций может быть полностью заложена только в начальной школе.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена очевидными противоречиями между целесообразностью формирования духовно-нравственных представлений у школьников на уроках и во внеурочной деятельности и отсутствием непосредственной работы в этом направлении учителей начальной школы.
Проблема исследования заключается в противоречии между требованиями общества к духовно-нравственному поведению личности и недостаточной сформированностью таких представлений у младших школьников с учетом специфики образовательной системы.
Цель работы: проанализировать особенности духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России и пути её реализации на примере обучающихся начальных классов.
Объект – процесс духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников.
Предмет – средства и методы решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: концепция духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста предполагает:
- выбор средств и форм реализации поставленных задач при учете личностных, индивидуальных и возрастных черт обучающихся младшего школьного возраста;
- использование потенциала как уроков, так и внеурочной деятельности для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста;
- реализация работы по решению поставленных задач на основании принципов «от простого» к сложному, системности и непрерывности.
Задачи исследования:
1. Представить сущностную характеристику духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
2. Изучить основные духовно-нравственные ориентиры младшего школьника в России.
3. Проанализировать методы и средства духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников
4. Провести опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников на примере ОШ «Университетская» г. Елабуга.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение, классификация; эмпирические –педагогический эксперимент; тестирование; анкетирование, методы математической обработки результатов исследования.
Методики исследования: методика «Нравственные понятия» (М.А. Захарченко); методика «Нравственность» (А.Я. Данилюк).
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- концепция духовно-нравственного воспитания как самостоятельного психолого-педагогического направления (О.С. Богданова, С.Ю. Дивногорцева, И.А. Каиров, и др.);
- теории учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при отборе методов и средств их духовно-нравственного воспитания и развития (М.А. Захарченко, Н.Д. Зотов, Е.В. Корепанова и др.);
- исследования потенциала урочной и внеурочной деятельности в решении задач духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов (И. Кузьмичев, Н.А. Леонова, А.Е. Пантелеева и др.).
База исследования: ОШ «Университетская» г. Елабуга. В исследовании приняли участие 25 обучающихся начальных классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования плана духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся младшего школьного возраста в работе учителей начальных классов при организации урочной и внеурочной работы в рамках реализации концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение и список литературы, состоящий из 25 наименований.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России
1.1 Духовно-нравственное воспитание младшего школьника: сущностная характеристика
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач развития общества в целом, и одной из основных целей системы образования, в частности. Такое воспитание подразумевает усвоение основных норм морали и нравственности, основных этических категорий, а также формирование духовности личности, которая проявляется в его внутреннем побуждении поступать именно в соответствии с нормами порядочности, совести, благородства. Соответственно, главная цель духовного воспитания личности заключается в формировании у человека определенных норм и внутренних духовно-нравственных установок, в соответствии с которыми он будет жить в будущем [3].
Изучая проблему духовно-нравственного воспитания мы пришли к необходимости анализа понятий «мораль», «нравственность», «этика».
«Любой поступок человека, в той или иной степени влияющий на других людей и довольно значимый для интересов общества, выступает предметом оценки со стороны других людей. В частности, используются такие категории, как хороший или плохой, верный или неверный, справедливый или несправедливый. При этом в большинстве случаев употребляется понятие морали» [3, с. 119].
Этические работы исследуют мораль как специфическую систему норм, правил и требований к поведению индивидов в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность - это характеристика личности, в которой такие качества и атрибуты, как доброта, порядочность, честность, благородство, добропорядочность, справедливость, трудолюбие, дисциплина, коллективизм и т.д., являются всеобъемлющими и определяют поведение человека во всех аспектах его жизнедеятельности.
Как отмечал Н.Д. Зотов, степень духовно-нравственной воспитанности личности определяется уровнем его осознанности при совершении разнообразных действий. «Моральные поступки, мотивацией которых является соблюдение моральной нормы, определены «неправильным представлением о моральных ценностях в качестве личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, способствуя самолюбованию и презрительному отношению ко всему «дурному». Истинное моральное поведение ребенка, с позиции автора, должно являться его природой, совершаться свободно и легко» [9, с. 117].