Курсовая работа|Педагогика

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России и пути её реализации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 42

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты исследования духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

1.1 Духовно-нравственное воспитание младшего школьника: сущностная характеристика

1.2 Основные духовно-нравственные ориентиры младшего школьника в России

1.3 Методы и средства духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников

Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников на примере ОШ «Университетская» г. Елабуга

2.1 Организация и цели исследования духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников в ОШ «Университетская» г. Елабуга

2.2 План духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся младшего школьного возраста

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников в ОШ «Университетская» г. Елабуга

Заключение

Список использованных источников

 

 

Актуальность исследования. Русская Православная Церковь является одним из наиболее значимых социальных институтов, без исследования которого не представляется возможным сформировать целостную картину развития России. В настоящее время отмечается тенденция, что церковь и власть и на высшем, и на региональном уровне стараются найти разнообразные точки соприкосновения практически во всех сферах жизни общества, что является не только важным, но и необходимым условием для возрождения отечественной государственности. При этом, немалая роль отводится поиску наиболее эффективных путей духовно-нравственного воспитания обучающихся, с учетом требований и норм светской образовательной системы.

Согласно положениям ФГОС НОО и ФОП НОО, в настоящее время в образовании поставлена задача формирования основных типов универсальных образовательных действий для обучающихся начальных классов, по фундаментальным образовательным целям. В составе планируемых результатов личностного УУД выделяются: формирование моральной и эстетической ориентации основных духовно-нравственных норм и их реализация на основе социальных потребностей; способность к моральному децентрации, т.е. к учете мотивов.

Также важно отметить, что многие авторы сходятся во мнении, что уровень нравственной воспитанности обучающихся напрямую влияет на уровень сформированности у них универсальных учебных действий, в первую очередь, личностных. Изучением этой проблемы занимались следующие педагоги и психологи: Н. А. Баранец, О.С. Богданова, О.Ю. Величко, Н.Д. Зотов и др.

Основные достижения науки в области воспитания детей с точки зрения нравственности заключаются в следующем: обусловлен генетически-исторический подход к выбору духовно-нравственных ценностей; в образовательном процессе определены методы, методы и условия их передачи; определены особенности процесса воспитания духовно-нравственных качеств у детей начальной школы.

В настоящее время суть процесса формирования духовно-нравственных представлений у обучающихся начальных классов недостаточно объяснена – нет общего подхода к пониманию этого процесса. В ходе обучения создаются важнейшие условия, необходимые для формирования таких понятий у детей младшего школьного возраста.

В процессе развития личного интеллекта младшего школьника в системе мотивации учебной деятельности формируется не только адекватная познавательная мотивация к обучению, но и система необходимых духовно-нравственных представлений личности. Уровень развития личности ребенка характеризует степень формирования таких представлений.

Образование как процесс – это результаты формирования на основе усвоенных знаний мировоззрения обучающихся, моральных и иных качеств, развития личности, творческих сил и способностей. За все годы обучения в общеобразовательной школе у ученика происходит формирование духовно-нравственно представлений. Но уникальная чувственность к духовно-нравственному развитию и основанию нравственно-этических ориентаций может быть полностью заложена только в начальной школе.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена очевидными противоречиями между целесообразностью формирования духовно-нравственных представлений у школьников на уроках и во внеурочной деятельности и отсутствием непосредственной работы в этом направлении учителей начальной школы.

Проблема исследования заключается в противоречии между требованиями общества к духовно-нравственному поведению личности и недостаточной сформированностью таких представлений у младших школьников с учетом специфики образовательной системы.

Цель работы: проанализировать особенности духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России и пути её реализации на примере обучающихся начальных классов.

Объект – процесс духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников.

Предмет – средства и методы решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: концепция духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста предполагает:

- выбор средств и форм реализации поставленных задач при учете личностных, индивидуальных и возрастных черт обучающихся младшего школьного возраста;

- использование потенциала как уроков, так и внеурочной деятельности для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста;

- реализация работы по решению поставленных задач на основании принципов «от простого» к сложному, системности и непрерывности.

Задачи исследования:

1. Представить сущностную характеристику духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

2. Изучить основные духовно-нравственные ориентиры младшего школьника в России.

3. Проанализировать методы и средства духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников

4. Провести опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников на примере ОШ «Университетская» г. Елабуга.

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение, классификация; эмпирические –педагогический эксперимент; тестирование; анкетирование, методы математической обработки результатов исследования.

Методики исследования: методика «Нравственные понятия» (М.А. Захарченко); методика «Нравственность» (А.Я. Данилюк).

Теоретико-методологические основы исследования составили:

- концепция духовно-нравственного воспитания как самостоятельного психолого-педагогического направления (О.С. Богданова, С.Ю. Дивногорцева, И.А. Каиров, и др.);

- теории учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при отборе методов и средств их духовно-нравственного воспитания и развития (М.А. Захарченко, Н.Д. Зотов, Е.В. Корепанова и др.);

- исследования потенциала урочной и внеурочной деятельности в решении задач духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов (И. Кузьмичев, Н.А. Леонова, А.Е. Пантелеева и др.).

База исследования: ОШ «Университетская» г. Елабуга. В исследовании приняли участие 25 обучающихся начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования плана духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся младшего школьного возраста в работе учителей начальных классов при организации урочной и внеурочной работы в рамках реализации концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение и список литературы, состоящий из 25 наименований.

 

Глава 1 Теоретические аспекты исследования духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

1.1 Духовно-нравственное воспитание младшего школьника: сущностная характеристика

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач развития общества в целом, и одной из основных целей системы образования, в частности. Такое воспитание подразумевает усвоение основных норм морали и нравственности, основных этических категорий, а также формирование духовности личности, которая проявляется в его внутреннем побуждении поступать именно в соответствии с нормами порядочности, совести, благородства. Соответственно, главная цель духовного воспитания личности заключается в формировании у человека определенных норм и внутренних духовно-нравственных установок, в соответствии с которыми он будет жить в будущем [3].

Изучая проблему духовно-нравственного воспитания мы пришли к необходимости анализа понятий «мораль», «нравственность», «этика».

«Любой поступок человека, в той или иной степени влияющий на других людей и довольно значимый для интересов общества, выступает предметом оценки со стороны других людей. В частности, используются такие категории, как хороший или плохой, верный или неверный, справедливый или несправедливый. При этом в большинстве случаев употребляется понятие морали» [3, с. 119].

Этические работы исследуют мораль как специфическую систему норм, правил и требований к поведению индивидов в различных сферах жизни и деятельности.

Нравственность - это характеристика личности, в которой такие качества и атрибуты, как доброта, порядочность, честность, благородство, добропорядочность, справедливость, трудолюбие, дисциплина, коллективизм и т.д., являются всеобъемлющими и определяют поведение человека во всех аспектах его жизнедеятельности.

Как отмечал Н.Д. Зотов, степень духовно-нравственной воспитанности личности определяется уровнем его осознанности при совершении разнообразных действий. «Моральные поступки, мотивацией которых является соблюдение моральной нормы, определены «неправильным представлением о моральных ценностях в качестве личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, способствуя самолюбованию и презрительному отношению ко всему «дурному». Истинное моральное поведение ребенка, с позиции автора, должно являться его природой, совершаться свободно и легко» [9, с. 117].

 

  1. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2018. – №7. – С. 75-78
  2. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2018. – №7. – С. 75-78
  3. Богданова, О.С. Азбука духовно-нравственного воспитания / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2020. - 318 c.
  4. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2019. - №7. - С. 97-100
  5. Голубь, И.Б. Волшебные сказки и младшие школьники / И.Б. Голубь // В сборнике: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Чебоксары, 2021. - С. 137-140.
  6. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2019. - 642 c.
  7. Додонов, Б.И. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Б.И. Додонов. - М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2019. - 439 с.
  8. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: учебно-методическое пособие / под общ.ред. М.А. Захарченко. - СПб.: Питер, 2018. - 258 с.
  9. Зотов, Н.Д. Духовная активность личности: сущность и этапы становления / Н.Д. Зотов. - М.: Просвещение, 2019. - 213 с.
  10. Иванова, А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников / А.П. Иванова // Начальная школа. - 2018. - №7. - С. 26-30
  11. Корепанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие младших школьников в системе начального образования / Е.В. Корепанова // Наука и Образование. – 2018. - № 3-4. - С. 22-24
  12. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами литературы / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2019. - 160 c.
  13. Кузьмичев, И. Литература и духовное воспитание личности / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2020. - 176 c.
  14. Левашова, А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / А.П. Левашова // Альманах мировой науки. - 2021. - № 5-2 (8). - С. 73-74.
  15. Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт духовно-нравственного поведения: Формирование духовно-нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2020. - №5. - С. 22-26.
  16. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. – 2018. – №. 2. – С. 67–68.
  17. Обухов, А.С. Психология детей младшего школьного возраста / А.С. Обухов. - М.: Юрайт, 2020. - 265 с.
  18. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Архиерейский Собор [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
  19. Пантелеева, А.Е. Сказки как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / А.Е. Пантелеева // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития научной мысли. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 219-221.
  20. Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси. - М.: Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2020. - 653 с.
  21. Ромашкова, Е.А. Картотека форм нравственного воспитания обучающихся / Е.А. Ромашкова. - М.: Сфера, 2019. - 936 c.
  22. Сорокина, С.Е. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников / С.Е. Сорокина // В сборнике: Наука и молодежь – 2020: взгляд в будущее. Международный научно-практический форум. - 2020. - С. 182-183.
  23. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru
  24. Чехонина, Е.В. Басни как средство нравственного воспитания на уроках литературы / Е.В. Чехонина // Литература в школе. - 2018. - № 9. - С. 27-28.
  25. Щеголева Е., Глаголева О. В православном храме. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018. – 304 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское