ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1 Обоснование образовательного моделирования в трудах отечественных психологов
1.2. Понятие о технологии учебного моделирования
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Элементы моделирования в учебниках русского языка для начальной школы
2.2 Приемы использования метода моделирования на уроках русского языка в начальной школе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Начальная школа – первая ступень общего образования, поэтому ее главная задача – научить детей учиться. Новый ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286. В этом важном документе подробно прописано, каким минимумом знаний и умений должен овладеть ученик и как учащийся может применять полученные знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает вариативность содержания образовательных программ начального общего образования, возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Известно, что целенаправленно осваивать основы науки в начальной и средней школе учащиеся могут только в том случае, если они умеют работать самостоятельно. Поэтому приоритетной задачей любой современной начальной школы является задача развития активности и самостоятельности учащихся в образовательном процессе.
Чувствуя трудности детей при переходе от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому, педагог обеспечивает последовательное преодоление этих трудностей с помощью динамической системы условных знаков, схематических моделей, помогающих учащимся освоить мыслительные приемы.
Известно, что преподавание любого предмета в начальной школе проходит более успешно, если оно сопровождается возможностью включать в процесс игровые моменты. Однако игры не всегда решают проблемы с запоминанием, а иногда отвлекают ученика. Эту проблему можно решить путем моделирования.
Создание схемы (модели) решает проблему личностно-деятельного подхода к обучению и существенно активизирует процесс обучения.
Особое внимание уделяется усвоению понятий и правил в процессе применения (практики), исключающего запоминание.
Цель работы: изучение применения метода моделирования на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: моделирование на уроках.
Предмет исследования: применение метода моделирования на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи работы:
1. рассмотреть теоретические основы моделирования;
2. изучить применение моделирования на уроках русского языка в начальной школе;
3. рассмотреть приемы использования метода моделирования на уроках русского языка в начальной школе.
Методологической основой исследования является теория познания, педагогика и психология.
Теоретическую основу исследования составляют работы З.Д. Гольдина, Д.Б. Давыдова, П.Я. Гальперина.
Методы исследования: анализ нормативно-методических документов (ФГОС НОО, Примерная основная образовательная программа начального общего образования), изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, рабочей программы и учебников по русскому языку для начальной школы, обобщение материала и подготовка выводов.
Практическая значимость исследования: данные курсовой работы могут использоваться учителями в работе с учащимися с использованием метода моделирования на уроках русского языка в начальной школе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1 Обоснование образовательного моделирования в трудах отечественных психологов
Моделирование как форма отражения действительности зарождается в античную эпоху одновременно с возникновением научного познания. Образно-знаковая модель возникла в Х веке до нашей эры.
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение моделей в обучении.
Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении моделей исследуемого объекта, называется моделированием.
Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, приближающихся по содержанию к понятиям [5].
Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания могут быть усвоены только тогда, когда ученик выполняет какие-то действия с ними. Поэтому при планировании усвоения любых знаний необходимо заранее определить, в каких действиях они должны использоваться учащимися, т.е. с какой целью они усваиваются. Конструктивно задать цель усвоения знаний – это значит указать те умения, в которых эти знания будут функционировать. Все эти действия можно осуществить, используя метод моделирования.
Исследования многих педагогов и психологов (В.В.Давыдов, А.А.Плешаков и др.) показали, что применение моделей (схем, рисунков, символов) является важным средством формирования мышления детей. Их использование способствует развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, абстрагировать, обобщать. Именно модели способствуют переходу детей от образных форм мышления к понятийным, логическим формам.
1. Алексеева И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. –Рн/Д.: Феникс, 2002. – 320 с.
2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: Академия, 2010. – 448 с.
3. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: КноРус, 2007. – 464 с.
4. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.
5. Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму. // «Начальная школа» №1, 1999.-с.64
6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
7. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т.В. Ахутина; под ред. О.Б. Иншакова. – М.: Изд-во: В. Секачев, 2015. – 132 с.
8. Бакурина, Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне [Текст] / Т.Н. Бакурина // Начальная школа. 2012. – № 2. – С. 56-63.
9. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 39-45.
10. Бормотова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / М.М. Бормотова // Начальная школа. – № 9. – 2015. – С. 34-35.
11. Брызгалова, А.В. Формирование орфографического самоконтроля у младших школьников [Текст] / А.В. Брызгалова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 12. – С. 29-31.
12. Бунеева, Е.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования [Текст] / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С. 3-5.
13. Вердиева, Л.Т. Формирование орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Л.Т. Вердиева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 12-4. – С. 31-32.
14. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе [Текст] / А.И. Власенков. – М.: Русское слово, 2012. – 232 с.
15. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо, Т.С. Михальчик, В.М. Матюхина. – М.: Просвещение, 2014. ‒ 256 с.
16. Граник, Г.Г. Секреты орфографии [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 2011. – 214 с.
17. Грушников, П.А. Работасловом на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / П.А. Грушников. – М.: Просвещение, 2012. – 197 с.
18. Данилов, М.А., Есипов Б.П. Дидактика [Текст] / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957. – 518 с.
19. Дворецкая, А.В. Использование наглядного материала при формировании орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / А.В. Дворецкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 3-2. – С. 181 – 184.
20. Жедек, П.С., Тимченко, М.И. Списывание в обучении правописанию [Текст] / П.С. Жедек, М.И. Тимченко // Начальная школа. – 2011. – № 8. – С. 27-29.
21. Зиновьева, Т.И. Методика обучения русскому языку. Практикум: учебное пособие для СПО / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 319.
22. Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
23. Канакина, В.П. Русский язык. Часть 1 [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2015. – 165 с.
24. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.– 3-е изд.–М.: Просещение, 2013.– 144 с.
25. Лукьянчикова. Л.Н, Громова. Л.А. Моделирование – универсальное учебное действие при обучении детей - инофонов / Журнал Начальная школа – 2016г. - №8. – С 17-22.
26. Львов М. Р. Л891 Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
27. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
28. Овчинникова. А.Ж Соотношение модели и оригинала в обучении/ Журнал начальная школа – 2016. – №1. – С 27-32.
29. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.С, Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, и др.; под ред. М.С. Соловейчик. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.
30. Селезнева, Л.Б. Русское правописание. / Л.Б. Селезнева – М.: Высшая школа, 2013. – 350 с.