Актуальность темы. В последние годы увеличивается число детей, которые с трудом усваивают учебные предметы, такие как чтение и письмо. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться и другие проблемы. В общеобразовательной школе учителя так же очень часто сталкиваются с большим количеством ошибок у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Расстройства в этой области оказывают негативное влияние на весь процесс обучения: на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма. Это очень важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность работы.
Дизартрия часто встречается в логопедии. Основные признаки, которые характеризируют дизартрию это затруднение речи, плохая дикция, искажение звуков в словах и т. д. Легкую псевдобульбарную дизартрию часто путают с распространенными формами дислалии, но их особенно трудно преодолеть. При первичном осмотре артикуляционного аппарата таких детей наблюдается разное положение языка в полости рта в состоянии покоя. Язык беспокойный, напряженный, лежит на шишке, постоянно втягивается в рот в покое. Иногда правая или левая половина языка провисает, а затем постоянно наклоняется в одну сторону. Другие склонны сужать язык.
Трудности в овладении письмом, то есть различные типы дисграфии, не редкость в начальной школе и имеют большое значение в обучении и практике. Они выявляются в первом классе и сохраняются в значительном количестве случаев в будущем, что четко отражается в повышении требований к письменной речи. Чтобы успешно преодолевать трудности письма, необходимо понимать его механизмы: коррекционная работа должна основываться на качественной уникальности высших психических функций ребенка, сильных и слабых сторонах функциональной системы письма.
При анализе дисграфии психологи и учителя обнаруживают трудности в фонематическом анализе, смешение близких звуков в артикуляции, трудности визуального усвоения букв, смешивание близких букв в письме и т. д. Он определяет разные варианты на основе таких механизмов. Это может отразиться на письме ребенка, затруднениях в анализе речи, внимании речи.
Письмо – это сложный мыслительный процесс, включающий как вербальные, так и невербальные формы. А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левин, Н.И. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и другие отмечают, что его расстройство носит системный характер, а это означает, что письмо превратилось в целостную систему, целостный мыслительный процесс.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев, Е.Д. Хомская, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Проблема исследования. Выявление и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с дизартрией требует много времени, поскольку овладение письмом и чтением является сложным процессом, а это необходимо, чтобы ребенок смог получать знания в будущем.
Цель исследования: изучение нарушений письменной речи у младших школьников с дизартрией.
Объект исследования: письменная речь младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования: особенности письменной речи детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профилактика нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией будет проходить более эффективно при активном использовании игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, коррекцию звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, расширение объёма зрительной памяти, формирование пространственных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза, развитие мелкой моторики.
Задачи исследования:
- Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить особенности письменной речи детей младшего школьного возраста с дизартрией.
- Проанализировать методики по исследованию нарушений письменной речи у младших школьников с дизартрией.
- Разработать методические рекомендации для участников образовательного процесса по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с дизартрией.
Методологическую основу исследования составили работы в области психологии, нейропсихологии, педагогики, логопедии Б. Г. Ананьева, Т. В. Ахутиной, Л. О. Бадалина, Н. А. Берштейна, Г. М. Вартапетовой, Н. Н. Волосковой, Г. В. Гурьянова, О. В. Иншаковой, А. Н. Корнева, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурия, И. Н. Садовниковой, М. С. Соловейчик, А. В. Семенович, Л. С. Цветковой, А. В. Ястребовой, Л. Ф. Спировой, Т. П. Бессоновой, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой.
Методы исследования – теоретические: анализ, систематизация и обобщение лингвистической, педагогической, психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы проведенное исследование позволило рассмотреть письменную речь как вид речевой деятельности, определить предпосылки ее формирования; выявить особенности письменной речи детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с дизартрией могут быть использованы участниками образовательного процесса при организации коррекционно-развивающей работы в школьных образовательных организациях.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.
1 Теоретические основы исследования нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией
1.1 Письменная речь и предпосылки ее формирования
Письмо – один из важнейших и до недавнего времени единственный способ запечатления мыслей человека при посредстве какой-либо знаковой системы. Львов М.Р. дает такое определение: «Письмо – это графическая система фиксации письменной речи» [Львов, Горецкий, 2000, с. 158]. Известный физиолог Лурия А.Р. отмечает, что «письмо – это сложное речевое действие, которое переходит в навык» [Цит. по: Ляудис, 1994, с. 115]. Сальникова Т.П. считает, что письмо – это особая форма речи, графическая система фиксации речи [Приводится по: Иванов, 2005]. По мнению Безруких М.М., письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи [Приводится по: Ступина, 2012].
Лингвистический аспект письма представлен в работах И.Н. Садовниковой, О.В. Правдиной и др. [13, 12]
По мнению И.Н.Садовниковой, письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте, и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка [13].
Овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок которому нужно написать слово всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать [12].
Л. С. Выготский выделил психологические особенности развития письменной речи - постепенное исчезновение ее индивидуального графического компонента. Основная масса текстовых (письменных) коммуникаций осуществляется с помощью технических устройств (компьютеров) [5].