Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы процесса мотивации и стимуляции труда.
1.1. Теории мотивации
1.2. Сущность мотивации
1.3. Понятие и принципы стимулирования, как элемент мотивационного процесса. Системы морального и материального стимулирования
1.4. Современные модели и механизмы мотивации персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ООО УК «ЖКХ-Север»
2.1. Особенности деятельности и менеджмента в ООО «ЖКХ-Север»
2.2. Цели и задачи управления персоналом в «ЖКХ-Север»
2.3. Элементы мотивации персонала в ООО «ЖКХ-Север»
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО УК «ЖКХ-Север»
3.1. Цели и задачи построения системы мотивации персонала в ООО «ЖКХ-Север»
3.2. Структурные элементы программы мотивации персонала в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Базисной задачей экономической политики России было и остается повышение эффективности труда. Преобразования имеют смысл, если они создают макроэкономическую среду, в которой обеспечены внешние условия для роста и развития компании, повышения внутренней мотивации ее персонала. Как правило, ценность труда возрастает в связи с угрозой безработицы. Однако итоги российских преобразований и международный опыт убедительно свидетельствуют, что «не передача прав собственности в конкретные руки, а система управления трудом, основой которой является его реальная оценка и вознаграждение, оказывает решающее влияние на отношение к труду». Собственность порождает мощные стимулы к труду только у реального владельца компании, но даже в странах с развитыми рыночными отношениями собственники-менеджеры составляют менее 10% населения. Основная часть экономически активного населения является наемной рабочей силой, в лучшем случае владеющей небольшими пакетами акций компании. Однако в экономически развитых странах интенсивность труда в 1,5-2 раза, а производительность труда в 5 раз выше, чем в России. Причину такой высокой трудовой активности следует искать в достаточно совершенной системе мотивации труда и материального стимулирования.
Знакомство с историей научных исследований показывает, что проблемами мотивации занимались психологи, а проблемами стимулирования труда – управленцы. Поэтому продолжительное время в научном мире проблемы мотивации изучались отдельно от проблем стимулирования. Но на практике картина была иной – и те, и другие проблемы приходилось и приходится решать, считаясь с их взаимосвязью.
Система оплаты труда есть на каждом предприятии. На одних она работает эффективно, в полной мере является средеством для достижения целей компании. На других же - существует в виде, практически не меняющимся с конца прошлого века. Чаще всего системы оплаты труда выросли из тарифных сеток, организованных на основе Единой тарифно-квалификационной системы. С момента его последней редакции многое изменилось: уровень оплаты, рынок труда, список профессий и специальностей, система ценностей наемного работника и т.д. Может ли производственное предприятие сегодня изменить тарифную сетку, как добиться того, чтобы система оплаты труда стала эффективно работающей системой материального стимулирования, чтобы с ее помощью сотрудники были ориентированы на решение стратегических и тактических задач компании, какую модель поведения должна поддерживать система материального стимулирования. Решение этих вопросов позволит создать эффективную систему материального стимулирования и именно им посвящена данная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда на предприятии ООО «ЖКХ-Север».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы и понятия системы мотивации и стимулирования труда на предприятиях.
Проанализировать систему мотивации и стимулирования труда на предприятии ООО «ЖКХ-Север».
Разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда на данном предприятии.
Предметом данного исследования является система мотивации и стимулирования персонала на предприятии ООО «ЖКХ-Север».
Объектом исследования является ООО «ЖКХ-Север».
При выполнении работы использовались как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, аналогия, сравнение, описание, так и частные – опрос, интервьюировании, наблюдение.
Проблемы, затрагивающие стимулирование труда, достаточно часто встречаются в научно-практических публикациях. Однако в ходе анализа учебной литературы выяснилось, что в основном в них излагается материал, посвященный разновидностям форм материального стимулирования, рассматриваются их основные преимущества и недостатки. Рассмотренные по данной проблематике работы в периодических изданиях демонстрируют анализ либо отдельных аспектов организации стимулирования труда на предприятии, либо общих проблем систем стимулирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе представлен теоретический материал, раскрывающий понятия мотивации и стимулирования труда. Во второй главе произведен анализ действующей системы мотивации и стимулирования на предприятии ООО «ЖКХ-Север». В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию данной системы на этом предприятии. При написании выпускной квалификационной работы использовалась научно-методическая и учебная литература.
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. / М. Армстронг. – СПб: Питер, 2014. – 846 с.
2. Бадалян Ю.В. Психология управления / сост. Ю.В. Бадалян, С.Р.Зенина – Благовещенск:, 2014. – 279 с.
3. Балашов А. И., Котляров И. Д., Санина А. Г. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2014. – 320 с.
4. Бардовский В. П., Рудакова О. В., Самородова Е. М. Экономика: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 672 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: Экономист, 2015. – 164 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. – 576 с.
7. Власова Е. Система мотивации – Как привлечь и удержать / Е.Власова, Т.Копачевская // Управление персоналом. – 2016. – № 8. – С. 18 - 22.
8. Дафт, Ричард. Менеджмент: учебник / Р. Дафт; пер. с англ. В. Кузина. – СПб: Питер, 2013. – 799 с.
9. Дрощенко Е. Задача должна содержать вызов / Е. Дрощенко // Управление персоналом. – 2015. – №1 (232). – С. 48-52.
10. Друкер, Питер, Ф. Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО “И.Д. Вильямс", 2014. – 704 с.
11. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов / В. И. Кнорринг. – М.: НОРМА, 2016. – 544 с.
12. Кукишев И. Управление текучестью персонала / И. Кукишев // Управление персоналом. – 2015. – №3 (234). – С. 43-47.
13. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. – СПб.: Питер, 2016. – 718 с.
14. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: Рефл-бук, 2014. – 300 с.
15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М: Вильямс, 2013. – 672 с.
16. Микроэкономика: учеб.пособ. / кол. авт.: Калинчак О.В., Кораблинова И.А., Кузнецова М.А., Зернова С.Ф., Клещёва Н.Г., Караченцева Е.А. – Одесса: ОНАС им. А.С. Попова, 2016. – 188 с.
17. Милов Г. Умелый топ-менеджер побеждает не числом / Г. Милов // Ведомости. – 2015. – № 3360 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/06/06/umelyj_topmenedzher_pobezhdaet_ne_chislom.
18. Минько Э. В., Минько А. Э. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 272 с.
19. Михненко П.А. Теория менеджмента Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: "Синергия", 2016. – 640 с.
20. Модели стратегического управления персоналом: учебное пособие / O.A.Попазова, К.А.Прозоровская. – СПб. : СПбГУЭФ, 2014. – 129 с.
21. Никифорова В. Топ-15 нефинансовых инструментов для мотивации сотрудников / В. Никифорова // Управление персоналом. – 2015. – №3(234). – С. 27-29.
22. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 624 с.
23. Островский Э.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2016. – 240 с.
24. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния [Текст] : пер. с англ. / А.С. Пигу; общ. ред. С.П. Аукуционека. – М.: Прогресс. – (ЭМЗ. Экономические мысли Запада). Т. 1. – 1985. – 512 с.
25. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013. – 608 с.
26. Пинк Д. Драйв: Что на самом деле нас мотивирует / Дэниел Пинк; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 112 с.
27. Подхалюзина В.А. Экономика предприятия (организации): учеб. пособие / В.А. Подхалюзина. – М.: МАДИ, 2017. – 232 с.
28. Попазова O.A. Модели стратегического управления персоналом / O.A.Попазова, К.А. Прозоровская. – СПб.: СПбГУЭФ, 2014. – 129 с.
29. Потемкин В. К. Управление персоналом / В. К. Потемкин. – СПб.: СПбГУЭФ, 2015. – 340 с.
30. Ригби Д. Инструменты и тенденции менеджмента – 2015 / Д. Ригби, Б.Билодэу // Деловое совершенство. – 2015. – № 8. – С. 48-54.
31. Ригби, Д. Рейтинг инструментов менеджмента / Д. Ригби // Деловое совершенство: Стандарты и качество. – 2016. – № 11. – С.20-21.
32. Ричи Шейла. Управление мотивацией: учеб. пособие для студ.вузов / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ.; под ред. Е.А.Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 399 с.
33. Роббинс Стивен П. Правда об управлении персоналом / С. П. Роббинс. – М.: Вильямс, 2013. – 300 с.
34. Словарь иностранных слов / под. ред. И.В.Ляхина, С.М.Локшиной, Ф.М.Петрова (главный редактор) и Л.С.Шаумина. Изд. 6-е перераб. и доп. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964 – 784 с.
35. Трейси Б. Мотивация / Брайан Трейси. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 144 с.
36. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 363с.
37. Управление персоналом / под. ред. Шлендера П.Э. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 320 с.
38. Управление персоналом на производстве: учебник / под. ред. Н.И._Шаталовой, А. Г. Галкина. – Екатеринбург: УрГУПС, 2015. – 557 с.
39. Херцберг, Фредерик. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б.Снидерман, Б. Моснер, ; пер. с англ. [Д. А. Куликов]. – М.: Вершина, 2017. – 240 с.
40. Хэлворсон Х. Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки / Хайди Грант Хэлворсон, Тори Хиггинс : пер. с англ. М. Мацковской. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 272 с.
41. Шапиро С.А. Факторы повышения эффективности труда персонала / С.А.Шапиро, А. В. Шилаев; Акад. труда и социал. отношений. – М.: АТИСО, 2014. – 224 с.
42. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: / Э. Шейн ; [пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой]. – М. ; СПб. : Питер, 2014. – 330 с.
43. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2: Учебник / Под общ. ред. Г.П.Журавлевой. – М.: «Дашков и Ко», 2016. – 934 с.