Согласно требованиям ФГОС, при подготовке выпускника современной школы на первый план выходят метапредметные и личностные результаты обучения: умение самостоятельно находить, анализировать и применять полученную информацию в различных обстоятельствах, критически мыслить, способность и готовность решать возникающие жизненные проблемы и задачи.
Современный учитель на уроке должен становиться помощником и консультантом, который направляет процесс обучения, а не выступать в роли источника и транслятора знаний. Роль ученика также меняется. Если раньше выпускник школы должен был быть знающим, то сейчас его основная задача – это уметь решать жизненные задачи посредством поиска и анализа информации из различных источников [Турчен, 2014].
В концепции развития географического образования отмечается, что к одним из основных проблем изучения географии в школе относятся методические проблемы, включающие в себя недостаточное использование технологий, которые включали бы в себя технологии, методики и приемы, способные поддержанию высокого уровня мотивации обучающихся к изучению географической науки [Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации].
Все перечисленные выше требования и запросы могут быть успешно удовлетворены посредством применения игровых технологий на уроках географии.
Уроки, наполненные занимательными игровыми элементами, создают позитивную окраску и положительный эмоциональный фон у учащихся в процессе обучения в целом [Чкаников, 1957].
Исходя из сущности игровых технологий, мы считаем их применение в начальном курсе географии (5-6 классы) может быть обоснованным. В этих классах обучающиеся знакомятся целым рядом новых географических понятий, представлений, фактов, описывающих особенности и закономерности планеты Земля. Знания и умения, сформированные в начальном курсе географии, становятся основой для дальнейшего изучения базовых курсов географии 7-9 класса [Николина, 2012]. Успешное усвоение всех необходимых знаний, умений и навыков может быть достигнуто с помощью применения игровых технологий.
Однако игровые технологии на уроках географии в массовой школе используется достаточно редко, несмотря на свою эффективность.
Таким образом, существует противоречие между значительной ролью игровых технологии в достижении планируемых результатов обучения при изучении начального курса географии и недостаточным вниманием к данному аспекту в опыте работы у преподавателей. Высказанное противоречие составляет проблему исследования, которая заключается в необходимости поиска возможностей реализации игровых технологии в начальном курсе географии.
Цель исследования: выявить возможности использования игровых технологий при обучении начальному курсу географии.
Объект исследования: процесс обучения начальному курсу географии в школе.
Предмет исследования: методика реализации игровых технологий при обучении начальному курсу географии.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и особенности работы с игровыми технологиями.
2. Выявить возможности реализации игровых технологий при обучении начальному курсу географии.
3. Разработать серию уроков с использованием игровых технологий на уроке географии.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы применения игровых технологий при изучении географии своей местности
1.1. Психолого-педагогические основы применения игровых технологий в образовании
Задача современного учителя, согласно ФГОС, стоит не только в том, чтобы передавать и транслировать учебный материал согласно образовательной программе. Сегодня на первый план выходит необходимость показывать способы применения полученной школьниками информации на практике, учить их использовать знания в реальной жизни, развивать умение творчески мыслить, а также совершенствовать способность к оценке различных процессов и явлений, происходящих в мире и обществе. Это обеспечивает широкий круг возможностей для учащихся в самообразовании и саморазвитии в будущем [Кондакова, Кузнецова, 2008].
Одним из инструментов педагога для качественного решения этого непростого вопроса являются разнообразные педагогические технологии.
Термин «педагогическая технология» еще не нашел единого определения в научном обществе, и представляется каждым автором посвоему [Зайцев, 2012].
В данной работе мы будем придерживаться определения, которое дал В.С. Зайцев, так как оно полно, содержательно и разносторонне отображает сущность педагогических технологий в целом.
Можно выделить ряд общих характерных особенностей, определяющих педагогические технологии:
- системность, упорядоченность;
- результативность;
- прогнозируемость;
- эффективность.
На основе данного анализа мы делаем вывод о том, что можем рассматривать игровые технологии как составляющую часть обширного понятия педагогических технологий, потому что они отвечают всем выделенным и перечисленным выше критериям. Далее в работе мы рассмотрим, что именно представляет собой «игра» как явление, как она зарождалась в истории человечества, чтобы понять ее сущность, и ценность для современной педагогики.
Игра, наряду с трудом, является одним из видов активности человека. Трудно установить исток появления игры как формы деятельности. Различными учеными выдвигались разного рода предположения на этот счет – от того, что игра возникла как досуг в следствие наличия у людей свободного времени, до того, где игра является естественным, заложенным природой в человека поведением, направленным на изучение мира. Еще в древние времена с помощью игровой деятельности дети осваивали закономерности явлений окружающей среды и межличностного взаимодействия [Зайцев, 2019].
1. Алмазова И. Г., Долгошеева Е. В., Числова С. Н., Современные технологии начального образования: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 86 с.
2. Артюгина, Т.Ю. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / авт.-сост. Т. Ю. Артюгина [и др.]. – Архангельск: издво АО ИОО, 2014. – 30 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. – 159с.
4. Ахметова, Г.Д. Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 162 с.
5. Банникова Е.Е. География. Планета Земля. Поурочные методические рекомендации. 5-6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Банникова Е.Е. - М.: Просвещение, 2016. – 208 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М: Изд-во Смысл, Издво Эксмо, 2004. – 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
7. Галай, И.П. Методика обучения географии/ И.П. Галай – Минск: изд-во Аверсэв, 2006. – 157 с.
8. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 425 с.
9. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа /О. В. Губанова, И.С. Левкина. – 1997. – No 6. – С. 36-37.
10. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Прогресс, 2012. – 367 с.
11. Дубровина, И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
12. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Издво ТГУ, 2015. – 85 с.
13. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /УдГУ. Ижевск, 2010. – 196 с.
14. Зайцев, В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. – 23 с.
15. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 424 с.
16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
17. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
18.Колокольникова З.У. Игровые технологии: учеб. пособие / З.У. Колокольникова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2020. –164 с.
19. Кондакова, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
20. Кропочева Т.П. «Нетрадиционные уроки, естествознание в начальной школе/ Т.П. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – No1 – с. 57- 63.
21. Лебедева С.А. Детская психология. Издание 2-е доп. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 74 с.
22. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. М., 1971. – 38 с.
23. Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
24. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Издание второе – СПб.: Образование и культура, 1997. – 304 с.
25. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлова. – М.: Изд-во «Просвещение», 1983. – 45 с.
26. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
27. Недоросткова И.Г. – Методика обучения географии. Курс лекций.: Учебное пособие / Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики); [Авт.-сост. И.Г.Недоросткова]. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – 40 с.
28.Немов. Р.С. Психология / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2002. – 608 с.
29. Николина В. В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват., учреждений / B. B. Николина. М.: Просвещение, 2012. – 160 с. (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
30. Новиков, А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.
31. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 1996. – 374 с.
32. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003. – 55 с.
33. Одинцова С.А., Арабей О.В. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 3-2. – 287с.
34. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; Под общ. ред. В. С. Кукушина. – 2. изд., испр. и доп. - Москва; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 334 с.
35.Петровский А.В. Общая психология: Учебник для студентов пединститутов / А. В. Петровский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
36. Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке / П.И. Пидкатистый, Б.И. Коротяев. – М.: Педагогика, 1985. – 80 с.
37. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: 1981. – 400 с.
38. Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации, 2018.
39. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с.
40. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» октября 2013г. № 544н.
41. Психология детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. общ. Психологии и конфликтологии; [авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха; науч. ред. Л. А. Максимова]. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 109 с.
42.Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. – 216 с.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2 / сост., авт. коммент. и послесл. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский - 1989. – 684 с.
44. Рысьева Т.Г. К вопросу о классификации дидактических игр. Сб. науч.тр. Вып. 2. М.: Сигнал, 2000.
45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. Издательство: Аспект Пресс – 2005. – 374 с.
46. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
47. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
48. Серякина А. В. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю. Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 80 с.
49. Скорикова Е.И., Современные научные исследования. Сборник научных трудов по материалам XL Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 17 января 2022 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. – С. 67-71.
50. Сластенин В.А. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
51. Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с.
52. Суртаева, Н. Н. Педагогические технологии: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Н. Суртаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 250 с.
53. Ткачук, Е. А. Физическое развитие детей и подростков. Методика исследования и семиотика нарушений/ Е.А. Ткачук Н. Н. Мартынович; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра педиатрии. – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 93 с.
54. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал Науковедение. 2014. No1 (20) С.105.
55. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский; [сост. и подгот. К печати В. Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, Т. 2: Педагогические статьи, 1857—1861 гг. — 1948. – 659 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
57. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. [Система заданий: пособие для учителей / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др.]. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
60. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа. – 1994 – 80 с.
61. Эльконин Д. Б. Э53 Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.