ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1. Определение и сущность понятий «Физическое воспитание», «Физическое развитие»
1.2. Принципы физического воспитания и их характеристика
1.3. Физические качества и их характеристика
1.4. Средства физического воспитания
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Оздоровительная направленность, как важнейший принцип системы физического воспитания.
2.2. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания
2.2. Условия обеспечения оздоровительной направленности
2.3. Основные варианты оздоровительных занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Физическая культура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества.
Можно утверждать о том, что на каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от существующих возможностей. Кроме того, физическая культура наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах. Такими, например, могут быть научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, а также произведения искусства, которые отражают эстетические ценности физической культуры и ее материально-технические достижения.
Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры.
Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что физическое воспитание является одним из важных элементов гармоничного развития личности.
Кроме того, специфика развития современного общества предъявляет особые требования к организму человека. На сегодняшний день существует большое количество заболеваний. Важно отметить, что именно среди молодежи, образ жизни которой, достаточно часто, гиподинамичный.
Из этого можно сделать вывод о том, что повышение физической активности является не просто актуальным. Данное направление одно из важных и приоритетных задач, как в развитии, так и в укреплении здоровья людей.
На протяжении многих веков именно регулярная физическая активность была важным компонентом здорового образа жизни. На сегодняшний день этот опыт подтвержден множеством научных исследователей разных стран мира. Уже никто не ставит под вопрос значимость и положительное влияние как здорового образа жизни, так и физических упражнений. Сегодня, благодаря этим исследованиям, мы можем утверждать о том, что положительное воздействие физическая активность оказывает на разные сферы человеческой жизни. Так, например, не только на физическое, но и на психическое здоровье. Именно физическую активность рекомендуют довольно часто врачи, как профилактику различных заболеваний, в особенности это относится к хроническим заболеваниям, в том числе и кишечника.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение принципов оздоровительной направленности физического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и содержание принципов оздоровительной направленности физического воспитания.
Провести анализ принципов оздоровительной направленности
Рассмотреть средства физического воспитания
Изучить и охарактеризовать условия обеспечения оздоровительной направленности
Привести основные варианты оздоровительной направленности
В данной курсовой работе используются такие методы исследования, как: теоретический анализ документальных и литературных источников, анализ документов, собеседование.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- Определение и сущность понятий «Физическое воспитание», «Физическое развитие»
Физическая культура - часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования. Так, например, укрепление здоровья и развитие физических качеств, а также достижение различных спортивных побед.
Уровень физической культуры любого общества напрямую зависит от уровня физической культуры его членов. Именно физическая культура личности влияет на уровень всего общества.
Можно утверждать о том, что спорт является составной частью физической культуры. Это средство и метод физического воспитания, и система организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует, как любительский, так и профессиональный спорт. Целью спорта, помимо укрепления здоровья и общего физического развития человека, является достижение определенных результатов и побед в состязаниях.
Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания каждого человека. Данный вид воспитания - социально-педагогический процесс, который направлен на укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма человека. Существует множество способов, средств и методов физического воспитания. Однако, основными путями являются именно занятия физическими упражнениями. К ним относятся как естественные, так и специально подобранные движения. Также к занятиям можно отнести целые комплексы. Так, например, гимнастический или легкоатлетический, комплексы, а также различные виды спорта и туризма. Важным элементом является закаливание организма, это в значительной мере оздоровит организм. Однако, даже с учетом всего перечисленного выше невозможно говорить о физическом воспитании без соблюдения гигиенического режима труда и быта, а также без верного владениями определенными знаниями. Это имеет отношение как к области физических упражнений, так и средств закаливания, личной гигиены.
Физическое развитие – это процесс изменения. На физическое развитие человека влияет множество факторов. Так, например, биологические и социальные факторы. К первым можно отнести как наследственность, так и постепенность количественных и качественных изменений в организме. Примером же социальных факторов могут послужить уровень жизни человека, как материальный, так и культурный. Кроме того, к этой категории имеет отношение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность и условия быта. Можно утверждать о том, что уровень физического развития наравне с такими факторами как рождаемость, заболеваемость и смертность является важнейшим показателям. Он также отражает социальное здоровье всего населения.
1. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.
2. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000.
3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С.10-14.
4. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. - С.29-33.
5. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос, 2001.
6. Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.
7. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) – М: Просвещение , 2003.
8. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.
9. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления /дошкольный возраст/. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
10. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Дидактика, 2003.
11. Мартынов, С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. - М.: Владос, 2002.
12. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
13. Ноткина, Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2000.
14. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Младший и средний дошкольный возраст. – М., 2000.
15. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Старший дошкольный возраст. – М., 2000.
16. Потопчук, А.А., Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - С.-Пб.: Речь, 2002.