ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения развития педагогической профессии
1.1. Сущностная характеристика педагогической профессии
1.2 Проблемные аспекты и перспективные направления развития педагогической профессии в современной России
ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации модели профессионального развития педагогов
2.1 Педагогические условия профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций
2.2. Анализ результатов исследования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. На современном этапе реформирования системы образования РФ - внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», обновления содержания федеральных государственных образовательных стандартов, актуализации требований к разработке образовательных программ - подчеркивается необходимость трансформации организационной и содержательной составляющих профессионального развития педагогов, однако не менее значимым аспектом данного процесса является обращение к концептуальным основам, связанным с потребностно- мотивационной сферой субъекта профессионального развития - педагога.
В современных реалиях активной модернизации всей системы образования происходит трансформация и роли педагога, который сталкивается с проблемой соответствия неизменно растущим требованиям и ожиданиям со стороны учащихся, и их родителей, общества и рынка труда - все это обусловливает потребность в овладении им актуальными и востребованными знаниями, умениями, профессиональными компетенциями. Данная проблема в значительной степени решается за счет мероприятий, осуществляемых в рамках повышении квалификации [3].
Именно система повышения квалификации педагогических кадров способствует эффективности их профессиональной деятельности в условиях постоянной трансформации образования и обновляемых требований.
Актуальность рассмотрения проблемы развития педагогической профессии в современной России, профессионально-компетентностного развития педагогов в рамках системы повышении квалификации обусловлена целым рядом факторов. С одной стороны, происходит активная перестройка всей системы образования, которая затрагивает и систему подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения квалификации. С другой стороны, трансформации подвергается и статус, и роль самого педагога в системе профессионального развития: педагог становится полноправным и активным субъектом этого процесса.
Компетенция - это комплекс целенаправленных действий, необходимых сотруднику для успешного выполнения той или иной работы. Другими словами, с точки зрения оценки персонала, это не профессия, не область человеческой осведомленности в чем-либо, а нужный набор качеств.
И.А. Зимняя и Ю.П. Татур пишут, что существует необходимость различать компетенции и такие личностные качества человека, как: выносливость, честность, доброту и т.д. Они считают, что компетенции подкрепляются личными качествами человека (работоспособностью, увлеченностью, оптимизмом, креативностью и т.д.), что говорит о многомерном характере формирования компетенции.
Теоретической базой исследования выступили нормативноправовые документы, регулирующие систему образования в Российской Федерации; работы, посвященные вопросам персонализации профессионального развития педагогов как актуального направления в системе подготовки и повышения квалификации педагогов: С.А. Дочкина [3], С.А. Котовой [7], М.В. Кудрявцевой [8], В. В. Обухова [9], Ю.А. Соловьевой, Е.А. На- грелли [11] и др.
Профессиональное развитие педагога предполагает формирование его профессиональных и личностных качеств, с помощью повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Исследованием проблем повышения квалификации педагогов занимались такие учёные, как: Е.П. Белозерцев, С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, В.Ю. Кричевский, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская и др.
В современных условиях реформирования образования кардинально меняется статус учителя, его образовательные функции, в связи с этим изменяются требования к его профессиональной компетентности, проявляются творческая личность, творческая индивидуальность педагога.
Самое главное условие хорошей работы для каждого педагога — это постоянное повышение своего профессионального уровня. А в условиях модернизации системы образования в России проблема повышения квалификации педагогов является наиболее острой. При определении форм повышения квалификации педагогов в рамках непрерывного образования необходимо учитывать определённые, индивидуальные особенности обучения. В связи с этим обучение должно осуществляться с учетом возрастных, социально-психологических и других особенностей
Целью курсовой работы выступает изучение основных подходов к понимаю проблем и перспектив развития педагогической профессии в современной России посредством совершенствования профессиональной компетенции педагога.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущностную характеристику педагогической профессии.
2. Выявить проблемные аспекты и перспективные направления развития педагогической профессии в современной России.
3. Исследовать педагогические условия профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций.
4. Проанализировать результаты исследования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций
Объект исследования: развитие педагогической профессии посредством анализа проблематики и перспектив.
Предмет исследования: профессиональное развитие педагогов
Научная новизна исследования: изучены особенности развития профессиональной компетентности педагогов; выявлены возможности развития профессиональной компетентности педагогов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения развития педагогической профессии
1.1. Сущностная характеристика педагогической профессии
Педагогика представляет собой научную сферу деятельности, изучающую упорядоченную организацию практического функционирования процессов формирования личности индивида, содержательного аспекта и характерных черт проявления, а также методических и методологических основ образования, обучения и прогрессивного развития.
Научная дисциплина педагогика представляет собой взаимосвязанный комплекс категорий, основными из которых являются:
-процесс создания и развития субъекта;
-воспитательный процесс;
-образовательный процесс;
-процесс обучения.
Процесс создания и развития индивида, представляет в своем составе действия по формированию личности посредством влияния окружающей среды, носящей как целенаправленный вектор влияния, так и разнонаправленный, разносторонний. Описанный выше воздействия окружающей среды в исследованиях зарубежных научных педагогических деятелей носят название интернациональное и функциональное воспитание.
Воспитание представляет собой центральную категорию в педагогике, являясь по своей сути целенаправленным всесторонним воздействием на личность таких институтов как общество, семья в учреждениях и организациях образовательной сферы.
Воспитание многосоставное понятие, в структуре которого различают:
-развитие картины мира;
-умственно-мыслительное воспитание;
-духовное и морально-нравственное воспитание;
-художественно-эстетическое воспитание;
-общефизическое воспитание.
Описанное разделение воспитания на виды является в некотором роде условным, ведь при организации практической стороны воспитательного процесса, все перечисленные виды применяются в комплексе и единстве.
Компетентность может быть выражена в правильном оценивании сложившейся ситуации, принятии адекватного решения, что позволяет достигать поставленную цель. Компетентность подразумевает не только обширный объем знаний и опыта, но и их актуализация в процессе профессиональной деятельности. Другими словами, компетенция - это устойчивая способность к деятельности, где последняя состоит из пяти компонентов:
-понимание смысла выполняемых задач и решаемых задач;
-достижение и обладание опытом в какой-либо определенной области;
-способность выбирать средства и способы действия;
-ответственность за достижение результатов; умение учиться на ошибках.
Абдуллина Л.Б. Профессиональная компетентность учителя в условиях модернизации образования / Л.Б. Абдуллина // В сборнике: Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов VI Международной заочной научно-практической конференции. - 2021. - С. 14-17.
Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф; Министерство общ. и проф. образования РФ. Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск: КГУ, 2019. - 309 с.
Ахмерова, Н.М. Профессиональная компетентность педагога высшей школы как основа эффективного и качественного образования / Ф.Н.Зиатдинова, Р.Р. Сафина // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. - С. 44-53
Бессонова Е.А., Ривкина С.В. Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования // Человек и образование. - 2021. - №1 (66). - С. 4-10.
Бордовский, Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны / Г. А. Бордовский // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 6. – С. 9-18.
Взаимодействие педагогических вузов как механизм формирования единого пространства подготовки учителя / Х.-А. С. Халадов, И. В. Головина, Т. Ю. Медведева [и др.] // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 3 (22).
Галкина Т.Э., Никитина Н.И. Персонифицированный подход в системе повышения квалификации / / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2021. - № 2 (7). - С. 40-45.
Дочкин С.А. Модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества: дис... д ра пед. наук. - Кемерово, 2010. - 485 с.
Ефременко Л.В., Керимова Г., Кольцова А.А., Круковская О.А. и др. Слагаемые успеха педагога в современном образовательном пространстве: социально-педагогический и методический аспекты / Ефременко Л.В., Керимова Г., Кольцова А.А., Круковская О.А., Майнова М.К., Мастяева Н.Е., Михайлова Т.А., Савонина Д.Р., Федоров О.Г. // Социальные отношения. - 2022. - № 2 (41). - С. 16-30.
Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Модель персонифицированного повышения квалификации работников образования: типовое региональное решение // Управление образованием: теория и практика.-2023,-№ З.-С. 135-144.
Замятина О.М., Мозгалева П.И., Лыба А.А. Персонификация как условие формирования готовности педагогов к реализации ФГОС общего образования // Человек и образование. - 2017. - № 3 (52)-С. 15-21.
Кандаурова, А. В. Персонифицированная образовательная стратегия как механизм непрерывного профессионального развития педагога / А. В. Кандаурова, Н. Г. Милованова. - Текст : электронный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - № 3 (39). - С. 74-79
Каргина, З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация - ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований / З. А. Каргина. - Текст : непосредственный // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - № 2 (8). - С. 172-187.
Клевцова М.С. Персонификация как предмет психолого-педагогических исследований // Среднее профессиональное образование. - 2022. - №10.-С. 54-57.
Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9-24.
Коркишко, В. В. Профессиональная компетенция учителя в современных реалиях / В. В. Коркишко // Психология: новые горизонты : Сборник трудов Студенческого форума II Международной научно-практической конференции, Евпатория, 09 декабря 2022 года / Редколлегия: Н.Н. Колосова, А.В. Хитрова. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 120-124.
Котова С.А. Персонификация образования: проектирование индивидуального образовательного маршрута школьника // Научное мнение. - 2014,- № 10.-С. 174-177.
Кудрявцева М.В. Персонификация в образовании как перспективный подход обучения в высшей школе // Общество, культура и наука: кросс-дисципли- нарные научные исследования и достижения. - М., 2019.-С. 23-27.
Медведева Т. Ю., Головина И. В., Папуткова Г. А. Нормативно-содержательные аспекты деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (175). С. 35-42.
Обухов В.В. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2023. - № 13. - С. 115-119.
Педагогическая культура, педагогическая готовность и условия их формирования у будущих педагогов / Е. В. Богданова, А. А. Буланова, У. А. Говорущенко [и др.] // Социальные отношения. – 2023. – № 3(46). – С. 86-97.
Позднякова, К. А. Сущность и классификация профессиональных компетенций педагога в соответствии с современными требованиями / К. А. Позднякова // Актуальные проблемы современного отечественного образования : Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 170-летию со дня рождения выдающегося русского педагога А.П. Киселева, Орёл, 29–30 ноября 2022 года. – Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 156-163.
Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (8). С. 20-25.
Савотина, Н. А. К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов педагогического направления / Н. А. Савотина, М. В. Реймер, А. С. Кывыржик // Вестник педагогических наук. – 2023. – № 1. – С. 86-91.
Соловьева Ю.А., Нагрелли Е.А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. - № 2(49). - С. 20-28.
Суворова, Д. И. Сущность профессиональной компетентности начинающего педагога / Д. И. Суворова // Вопросы педагогики. – 2023. – № 9-2. – С. 22-24.
Торхова, А. В. Теоретическая модель модернизации педагогического образования в целях устойчивого развития / А. В. Торхова, С. И. Невдах // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2023. – № 3(117). – С. 23-26.
Третьякова, В. С. Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности / В. С. Третьякова, А. Е. Кайгородова, А. А. Шаров, Э. Ф. Зеер. - Текст : электронный // Science for Education Today 2023. - Том 13. - № 3. - С. 101-124
Федоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Открытое педагогическое образование будущего: новые средовые решения : монография. Н. Новгород: Изд-во Мининского унта ; М.: ФЛИНТА, 2020. 120 с.
Халадов, Х. А. С. Педагогическое образование: идеи развития / Х. А. С. Халадов, И. В. Головина // Ученичество. – 2023. – № 2. – С. 5-11.
Шлат, Н. Ю. Модель персонализированного профессионального развития педагога / Н. Ю. Шлат // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2023. – № 3(56). – С. 91-103.
Шумейко, А. А. Персонализация профессионального развития педагогов в повышении квалификации / А. А. Шумейко, Л. В. Блинов // Kant. – 2023. – № 2(47). – С. 423-428.