Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения расстройств голоса у детей и подростков
1.1 Понятие голосовых расстройств у детей
1.2 Методы профилактики нарушений голоса у детей
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению нарушений голоса у детей и подростков
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Глава 3. Рекомендации по коррекции и предупреждению нарушений голоса у детей и подростков
3.1 Логопедическая работа по коррекции и предупреждению нарушений голоса
3.2 Профилактические мероприятия голосовых нарушений школьников и подростков
Заключение
Список использованной литературы
Голос играет важную роль в развитии ребенка, в формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Голос играет важную роль в развитии ребенка, в формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Речевые нарушения влияют на коммуникативную функцию речи детей и особенности их личности. Если голос отсутствует или нарушен, то могут возникнуть проблемы в отношениях со сверстниками из-за трудностей общения. Дети стесняются своего голоса, иногда общаются с помощью мимики и жестов. Вы можете испытывать неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, агрессию и т. д. В дальнейшем это накладывает отпечаток на трудовую и личную жизнь растущего человека.
Учитывая, что некоторые нарушения голоса у детей и подростков могут впоследствии вызывать стойкую дисфонию у взрослых, их эффективное лечение и профилактика является актуальной проблемой современной фониатрии. Это также связано с возрастающим значением голоса и речи как средства общения между людьми, источника информации. Для решения этой проблемы нам нужна целостная система как социальных, так и медицинских мер. Это включает в себя усилия по предотвращению загрязнения воздуха в городах и населенных пунктах, борьбе с шумом и пропаганде здорового образа жизни для детей и подростков.
Нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. Поэтому внимание специалистов в области фониатрии и отоларингологии, а также вокальных педагогов с конца XIX века было приковано именно к ним привлекали взрослых, потерявших звучную речь после сильного нервного потрясения, перенапряжения голоса, острого и хронического воспаления гортани.
Отечественная и зарубежная литература по нарушениям голоса в основном содержит сведения о профессиональной дисфонии вокалистов, актеров, воспитателей дошкольных учреждений и др. Что касается нарушений Голоса у детей и подростков, то эти публикации немногочисленны, а данные зачастую противоречивы. Кроме того, в этих исследованиях часто отсутствует информация о количестве обследованных людей, клинической картине, причинах заболевания и других данных.
Результаты опроса детей, проведенного в США, Европе, Японии и Азии, показали, что частота нарушений Голоса в этой возрастной группе колеблется от 6 до 9,1%.
В последние годы специалисты отмечают стремительный рост нарушений Голоса у детей: от легочной хрипоты, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звука, вплоть до шепота речи. Имеются данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с эпидемиями гриппа, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями.
Приведены результаты обследования фонетической функции детей, проведенного Ю. С. Василенко, выявлено, что 23% детей имеют выраженную патологию голосового аппарата. Изучая акустические характеристики детей с различными нарушениями речи, В. И. Филимонов установил, что у 32% из них наблюдаются стойкие патологические изменения. Г. Д. Михайлов провел многократные обследования органов голоса у 3 тысяч детей, в результате чего у значительного числа детей появились заболевания горла и гортани, сопровождающиеся нарушениями голоса. Эти материалы дают некоторое представление о распространенности нарушений Голоса у детей дошкольного и школьного возраста, что свидетельствует об актуальности данной проблемы и необходимости разработки мер по профилактике нарушений Голоса у детей и подростков.
Голос и его нарушения уже давно привлекают внимание специалистов. В «каноне медицинских наук» ученого Авиценны (980-1037) описаны заболевания и методы лечения голосового аппарата.
Основоположниками разработки научных проблем в области физиологии и патологии голоса в нашей стране считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. ситтер, Л. Д. Работнов, И. И. Левидов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев. Они разрабатывали научные основы голосообразования, изучали причины и развитие нарушений голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного формирования голоса.
Вопросы методики восстановления голоса и профилактики речевых нарушений разрабатывались С. Л. Таптаповой, Е. В. Лавровой, О. С. Орловой.
В связи с предложенной проблемой был определен выбор темы курсовой работы: «профилактика нарушений голоса у детей и подростков».
Объектом исследования является наличие речевых нарушений у детей и подростков.
Предметом исследования является процесс профилактики нарушений Голоса.
Цель исследования - всестороннее изучение профилактических мероприятий по профилактике нарушений Голоса.
Исходя из цели исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме нарушений Голоса.
2. Определить наиболее эффективные профилактические мероприятия по профилактике нарушений голоса у детей младшего школьного возраста и подростков.
При проведении следования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме, анализ, синтез, обобщение; эмпирические методы исследования - эксперимент.
База исследования: МБОУ №6 г. Томск. Респонденты – 20 учащихся подросткового возраста (12-13 лет), составившие экспериментальную группу.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения расстройств голоса у детей и подростков
1.1 Понятие голосовых расстройств у детей
Развитие голоса в онтогенезе включает в себя несколько периодов: дошкольный (до 6 -7 лет), предмутационный (от 6 – 7 до 13 лет), мутационный (13 – 15 лет) и постмутационный (15-17 лет). В детстве голоса мальчиков и девочек почти не отличаются друг от друга. С наступлением полового созревания у мальчиков голос резко меняется и за относительно короткое время (около 1,5 лет) превращается из детского голоса в мужской. Этот процесс связан с быстрым ростом гортани под влиянием эндокринной перестройки и называется мутацией. В постмутационный период, длящийся несколько месяцев, диапазон расширяется и определяется индивидуальный тембр, высота и сила голоса [20, с. 75].
Голосовые расстройства - это отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений в голосовом аппарате. Патология голоса у детей обычно представлена в двух формах-афония (полная потеря голоса) и дисфония (частичное его нарушение). [20, с. 79]
Дефекты голоса делятся на центральные и периферические, каждый из которых может быть органическим и функциональным. Органическая патология возникает, когда [20, с. 81]:
- нарушение анатомических структур (опухоли, состояния после их удаления, трумы);
- хронические воспалительные процессы (хронический ларингит, воспаление дыхательных путей и др.);
- поражения Центральных и периферических нервов.
Причины возникновения функциональной патологии могут быть самыми разными-начиная от утомления голоса, плохой постановки голоса и заканчивая различными инфекционными заболеваниями и влиянием психических факторов.
С точки зрения качества голоса все нарушения голоса делятся на 4 группы: нарушение высоты тона голоса (пронзительный, громкий, моноклональный голос), нарушение избирательного права (приглушенный, слабый, вынужденный голос), нарушение голоса (хриплый, хриплый, металлический голос), отсутствие голоса.
Большинство расстройств предстают как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только в голосовом аппарате. Но они могут сопровождать и другие, более тяжелые нарушения речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Основой детского пения является протяжный звук на плавном равномерном выдохе. Регулярный, дозированный и доступный диапазон детского Голоса вокальные упражнения укрепляют и обогащают его. Однако чрезмерное вокальное напряжение, вынужденное пение вызывает перенапряжение мышц гортани. Это способствует нарушению голосовой функции: сужается диапазон, искажается тембр, голос ребенка становится крикливым, появляется хрипота. [23, c. 176]
Акименко, Л.М. Новые логопедические технологии / Л.М. Акименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 105 с.
Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – Москва: Айрис-Пресс, 2005. – 324 с.
Барсукова, Л.А., Румега, Н.А., Земская, Н.Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 320 с.
Богомильский, М.Р., Орлова, О.С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / М.Р. Богомильский. - Москва: Авторская академия, 2008. - 399 с.
Вансовская, Л.И. Практикум по технике речи / Л.И. Вансовская. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 101 с.
Василенко, Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. - Москва, 2002. - 481 с.
Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей / Перевод А. Недвецкого. – Москва: Медицина, 2010. – 448 с.
Гаращенко, Т.И., Радциг, Е.Ю. Опыт лечения функциональных дисфонии у детей / Т.И. Гаращенко // Российская оториноларингология. - 2002. - №1. - С .25–26.
Гуськова, А.А. Развитие речевого дыхания детей / А.А. Гуськова. -Москва: Сфера, 2011. -119 с.
Демченко, Е.В. Клиника и лечение рецидивирующих нарушений голоса / Е.В. Демченко: автореф. дис. … канд. мед. наук. - Москва, 2008. - 20 с.
Дмитриев, Л.Б., Телеляева, Л.М. Фониатрия и фонопедия / Л.М. Дмитриев. - Москва: Лань, 2010. - С. 44 – 58.
Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 143 с.
Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – Москва: Вильямс, 2004. – 128 с.
Карпова, О.Ю. Нарушение голоса - симптом не только заболеваний гортани / О.Ю. Карпова // РМЖ. - 2009. - №9. - C. 11-13.
Коротченко, В.В. Акустический анализ голоса у детей в норме и при заболеваниях гортани / В.В. Коротченко. - Ярославль, 2012. – С. 14-19.
Крузе, Е. Логопедия / Е. Крузе. – Москва: Питер, 2005. – 244 с.
Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. - Москва, 2007. - 249 c.
Лаврова, Е.В., Коптева, О.Д. Нарушения голоса / Е.В. Лаврова. – Москва: Академия, 2006. – 128 с.
Лебедева, Н.Ф. Методические указания по охране детского голоса / Н.Ф. Лебедева. – Москва, 2018. - 16 с.
Лепехина, Т.В. Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков в норме и при нарушениях голоса / Т.В. Лепехина. - Москва, 2013. – 140 с.
Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой. - Москва: Владос, 2009. – 703 с.
Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л.В. Нейман. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. – С. 21-29.
Обреимова, Н.И., Петухов, А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова. – Москва: Академия, 2000. – 376 с.
Орлова, О.С. Нарушение голоса / О.С. Орлова. - Москва, 2008. - 221 с.
Радциг, Е.Ю. Нарушения голоса у детей и подростков и их лечение / Е.Ю. Радциг // Педиатрия. - 2009. - №6. - C. 130–136.