ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность развития информационной культуры в начальной школе
1.2 Возможности внеурочной деятельности в развитии информационной культуры у младших школьников
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Методические рекомендации по развитию информационной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
2.2 Описание сборника по развитию информационной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества с его повышенной информатизацией, быстрым темпом развития все большую значимость приобретают вопросы эффективности обучения детей младшего школьного возраста, формирования у них основ информационной культуры. На уровне государственной политики определена цель: воспитание и образование ребенка как творческой и свободной личности, способной ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни, проявляя исследовательские умения, что находит отражение в ФГОС НОО. Современное общество нуждается в активных личностях, способных к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем в будущем. Особую значимость в этом отношении приобретают вопросы организации педагогических условий для развития информационной культуры младших школьников не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является важным звеном в осуществлении воспитательной и образовательной работы с обучающимися. Для решения задач эффективного обучения во внеурочной деятельности необходимо целенаправленно ориентироваться на постоянное обогащение самостоятельного опыта обучающихся, создавать условия для проявления их субъектной позиции в познании мира.
Современные исследования, посвященные организации обучения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, представлены в работах Д.В. Григорьева, Л.М. Бронникова, О.В. Зотова, О.В. Лингевич и др. Вопросы изучения основ развития информационной культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности младших школьников находят свое отражение в работах С.Г. Антоновой, Н.И. Генединой, О.А. Завьяловой, А.В. Кириленко, Т.Е. Соколовой и др. Исследователи отмечают, что грамотная организация процесса развития информационной культуры младших школьников повысит их учебные компетенции.
Проблема исследования состоит в имеющемся противоречии между необходимостью повышения информационной культуры детей младшего школьного возраста и недостаточной степенью изученности темы, методических разработок в данной области научного знания. Проблема может быть сформулирована в форме исследовательского вопроса: каковы условия внеурочной деятельности в формировании информационной культуры у младших школьников?
Объект исследования – информационная культура.
Предмет исследования – развитие информационной культуры обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности развития информационной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность развития информационной культуры в начальной школе .
2. Изучить возможности внеурочной деятельности в развитии информационной культуры у младших школьников.
3. Разработать методические рекомендации по развитию информационной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Составить сборник по развитию информационной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методологическая основа исследования: теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского, возрастная периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, подходы к изучению организации обучения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности (Д.В. Григорьев, Л.М. Бронникова, О.В. Зотова, О.В. Лингевич и др.), подходы к развитию информационной культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности младших школьников находят свое отражение в работах С.Г. Антоновой, Н.И. Генединой, О.А. Завьяловой, А.В. Кириленко, Т.Е. Соколовой и др.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использованы следующие методы: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературных источников), систематизация, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами разработанного содержания работы по развитию информационной культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность развития информационной культуры в начальной школе
Информационная культура – это навыки и умения, которые обеспечивают правильное обращение с информационными технологиями, а также способность пользоваться данными технологиями для получения необходимой человеку информации [1].
С точки зрения О.А. Завьяловой, информационная культура позволяет развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию. Обязательным атрибутом информационной культуры является знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях [7].
Для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Более важным является владение определенными умениями: нахождение необходимой информации, способность анализировать данные, правильно ими пользоваться [16].
Г.К. Селевко подчеркивает, что «информационная культура – это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития» [18, с.12].
Развитие информационной культуры у детей младшего школьного возраста происходит в прямой зависимости от психической деятельности в данный период. Д.Б. Эльконин отмечает, что у младших школьников появляется новый тип мотивации, соподчинение мотивов, способность регулировать и подчинять себе эмоциональную сферу [25].
С точки зрения Б.С. Волкова, «личностное развитие младших школьников характеризуется тем, что данный возраст признается сенситивным для процесса усвоения моральных и нравственных норм. На данном этапе развития дети психологически готовы понимать нравственные нормы и правила, готовы соответствовать им и соблюдать их» [3, с.44].
В начальной школе актуальной является работа педагогов по формированию нравственных качеств личности, которая заключается в воспитании привычек поведения, составляющих фундаментальные качества личности, повышении общего уровня культуры. Подобная работа строится с обязательным учетом понимания младшими школьниками понятий и требований, предъявляемых педагогом. То есть, педагог в первую очередь должен убедиться, что все дети понимают смысл требований и правил, которые им предъявляются, и лишь потом контролировать их соблюдение.
Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П. В. Степанов, И. В. Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2021. – 96 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009г. № 373 с изменениями и дополнениями 31 декабря 2015г. [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Фурсова, Л. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального и основного общего образования: учебно-методическое пособие / Л. В. Фурсова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016. – 22 с.
Ханин, П. А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности / П. А. Ханин // Мир науки. – 2017. – № 2. – С. 49–54.
Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно- методическое пособие / А. В. Хуторской. – М. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. – 73 с.
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2013. – 560 с.