Введение
Глава 1. Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия
1.1 Сущность и значение маркетинговой стратегии
1.2 Виды маркетинговых стратегий
Глава 2. Анализ формирования маркетинговой стратегии маркетплейса (на примере Ozon)
2.1 Краткая характеристика маркетплейса
2.2 Анализ маркетинговой стратегии маркетплейса Ozon
Глава 3. Разработка маркетинговой стратегии маркетплейса Ozon
3.1 Факторы, влияющие на формирование маркетинговой стратегии маркетплейса
3.2 Предложение направлений совершенствования маркетинговой стратегии маркетплейса
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Уже сейчас каждый предприниматель понимает, что главным ключом долгосрочного и успешного бизнеса, является цифровизация своего контента, товара, услуги. В мире, где цифровизация растет стремительным образом, с таким же оборотом появляются и предприятия, желающие захватить онлайн пространство. Для того, чтобы компании быть конкурентоспособной, ей требуется прогрессивная стратегия, которая дает возможность удержаться на плову, непрерывно расти, а также быть независимой от других развивающихся фирм.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что исследование условий российских и зарубежных маркетплейсов позволяет выстроить четкую стратегию развития в той или иной стране. В настоящий момент, после пандемии, интернет торговля стала более популярной, и это способствовало изменению стратегии поведения на рынке. Так как рынок электронной коммерции и маркетплейсов имеет большой потенциал роста, который уже вот, вот не за горами, это в свою очередь способствует усилению развития конкуренции на данном рынке. Вслед за маркетплейсами В2С началось развитие маркетплейсов В2В, маркетплейсы в сфере услуг пока только на стадии зарождения, но рост им также будет обеспечен. Привлекательность рынка маркетплейсов и рост конкуренции подталкивает бизнес работать еще лучше, еще эффективней, а без успешно разработанной стратегии сделать это будет не возможно.
Современному человеку сложно представить свою жизнь без торговых цифровых площадок, так как начиная с середины XX века в массы вводится такое понятие, как «культура потребления». Маркетологи находят все новые и новые способы сбыта товаров до покупателя через маркетплейсы, пестрящие различными рекламами, акциями и бонусными программами. На фоне всего этого товарооборот на таких торговых платформах достигает своего максимума, и это еще не предел. Благодаря такому феномену возникает интерес к изучению и анализу эффективности деятельности маркетплейсов.
Вопросам исследования подходов к изучению роли маркетплейсов в развитии цифровой системы посвящено огромное количество публикаций отечественных авторов, таких как Д.В. Ланская, О.С. Бойкий, М.М. Самойлик, В.В. Жохова и многих других. Также для анализа в Интернете предоставлены финансовая отчетность, статистика, а также данные по качественным показателям.
Целью работы являются: разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование стратегий маркетплейса Ozon.
Для достижения поставленной цели, необходимо последовательное решение следующих задач:
- изучить сущность и значение маркетинговой стратегии,
- рассмотреть виды маркетинговых стратегий,
- дать краткую характеристику маркетплейса,
- провести анализ маркетинговой стратегии маркетплейса Ozon,
- определить факторы, влияющие на формирование маркетинговой стратегии маркетплейса,
- предложить направления совершенствования маркетинговой стратегии маркетплейса.
Объектом работы является маркетплейс Ozon.
Предмет работы – маркетинговая стратегия маркетплейса.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ, классификация, сравнение, прогнозирование.
Практическая значимость исследования- предложенные рекомендации могут быть применены на практике анализируемого маркетплейса Ozon.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия
1.1 Сущность и значение маркетинговой стратегии
Стратегический маркетинг — вид аналитической деятельности для принятия маркетинговых решений, направленных на реализацию долгосрочных целей компании. В определении стратегического маркетинга, данного другими специалистами, могут справедливо подчеркиваться его иные аспекты. Например, Д. Кревенс верно определяет стратегический маркетинг как процесс разработки стратегии, учитывающей изменчивость факторов внешней среды и направленной на повышение степени удовлетворения нужд потребителя [1].
Также маркетинговая стратегия — элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Выбор одной из нескольких базовых стратегий нельзя считать нейтральным решением, так как все они связаны с различными видами рисков и разными приоритетами для организации [3, с. 362].
Цель большинства стратегий в компаниях направлена на рост. Стратегии концентрированного роста дают возможность ответить на вопросы, в каком направлении развиваться предприятию, чтобы лучше соответствовать требованиям рынка, а также достаточно ли собственных ресурсов для этого или необходимо пойти на внешние приобретения и диверсификацию своей деятельности. Выполнение стратегий влечет за собой преобразование стратегического плана компании в конкретные действия и затем — в результаты [2].
Как правило, разработка стратегии базируется на трех составляющих: маркетинговая база (изучение проектной ситуации, исследование рынка в целом и отдельных его сегментов, конкурентов, клиентов и др.), креативная концепция (гипотеза о том, как наиболее эффективно и ярко донести образ до потребителей или реализовать цели коммуникативной стратегии), медиапланирование (создание долгосрочного коммуникативного плана, или «дорожной карты», и краткосрочного, тактического плана).