Введение
Глава 1. Теоретические основы социализации подростков вовлечение в ученическое самоуправление
1.1. Социализация подростков как педагогическая проблема
1.2. Ученическое самоуправление как инструмент подростков
Глава 2. Исследование влияния ученического на социализацию подростков
2.1. Эмпирическое исследование социализации в условиях школы
2.2. Методические рекомендации по вовлечению в ученическое самоуправление
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Актуальность темы исследования. Процесс студенческого самоуправления представляет особый интерес для педагогических наук, поскольку его развитие непосредственно в школе способствует включению детей в социализацию, формирует определенную форму поведения и ориентации в ситуации выбора. Поэтому многие ученые рассматривают эту проблему как средство социализации, которое включает формирование социальной и нравственной ориентации, социальной активности и роста.
Схоластическое самоуправление принадлежит Ф.Ф. Брюховецкий. Образовательная система П.Г. Родина «Подготовка молодежи к работе», а также опыт школьного самоуправления включены в методику коммунистического движения И.П. Иванова, автора школы самоопределения А. Тубельского.
Школьное самоуправление способствует развитию нравственных качеств и качеств характера учащихся, а также приобретению положительных привычек, знаний, навыков и умений. Выстраивание грамотного процесса школьного самоуправления позволяет формировать положительные качества подрастающего поколения, поскольку его цель - научить старших детей не только управлять, но и помочь младшим детям в учебе.
Объект исследования: социализация подростков.
Предмет исследования: процесс ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Цель: изучить и проанализировать процесс социализации подростков через вовлечение в ученическое самоуправление.
Задачи:
- Рассмотреть социализацию подростков как педагогическую проблему.
- Изучить процесс ученического самоуправления как инструмент социализации подростков.
- Провести исследование социализации подростков в условиях школы.
- Предложить Методические рекомендации по вовлечению подростков в ученическое самоуправление.
Глава 1. Теоретические основы социализации подростков через вовлечение в ученическое самоуправление
- Социализация подростков как педагогическая проблема
Социализация - это процесс, необходимый для нормального развития современного общества. Это один из старейших объектов социологических, этнографических и педагогических исследований. Изменения в истории способствовали росту интереса к проблемам социализации, поскольку процесс социализации отражает наличие качественных изменений в развитии идей воспитания и обучения, способствует решению современных и очень важных педагогических проблем. Социальная структура общества сегодня очень сложна и, как следствие, предъявляет высокие требования к человеку, что требует введения на него конкурентных и конфликтующих социальных влияний. В результате анализ исторического опыта с пониманием проблем социализации в отечественной и зарубежной науке дает возможность выстраивать процесс социализации с учетом решения современных проблем.
В 19 веке сформировалось отдельное учение о социализации, в котором было две дисциплины: социология и антропология. Была предпринята попытка описать, объяснить и научно применить концепцию социализации в исследовательских целях. Тот же термин «социализация» впервые был использован в 1896 г. Д. Россом в его статье «Социальный контроль».
В 1897 г. вышла книга американского социолога Ф. Гуддинса. В 1916 г. Э. Бурж продолжил исследования социализации и опубликовал книгу «Значение социализации в социальной революции» [5, с. 83].
Исследования социализации проводятся в области антропологии и ориентированы на изучение социализации детей в различных примитивных культурах (Р. Бенедикт, Ф. Боас, М. Мид). Эти исследования включали социализацию ребенка с акцентом на класс, религию, кастовую структуру общества, систему ценностей и сексуальную мораль примитивных обществ. Начало 20 века характеризуется изучением процесса социализации во многих странах мира. В 1956 г. термин «социализация» был зарегистрирован Американской социологической ассоциацией [6, с.122].
Изучение социализации отечественными учеными началось в 1960-е годы. Б. Парыгин одним из первых применил его в своих произведениях. Многие разработки и исследования по социализации посвящены И.С. Con в направлении отечественной философско-психологической концепции. Эти исследования имели большое значение для педагогики, поскольку включали в себя анализ смысла и ценностей жизни, ориентированные на формирование самоопределения жизни, развитие навыков человека в самообразовании и социальной деятельности, а также развитие индивидуальных качеств и личности [15, с. 59].
Г. Андреева предложила следующее определение социализации: «Социализация - это процесс вхождения человека в социальную среду, связанный с ассимиляцией социальных влияний и интеграцией человека в систему социальных связей» [12, с.153]. В этом определении автор указывает на существование проблемы «образование» в концепциях социализации, развития и воспитания. Согласно Г. Андреевскому, образование можно понимать как «процесс целенаправленного воздействия на человека через образовательный процесс с целью передачи, привития определенной системы понятий, норм и т.д.». Главное в этом предложении - «объективность. , систематический процесс воздействия »[12, с. 155]. Эта формулировка четко отличает значение термина «социализация» от образования.
Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении М.:ВЛАДОС, 2001. 192 с.
Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
Павелко Н. Н. , Павлов С. О. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. 496 с.
Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 404 с.
Психология и педагогика. Учебник / ред. Пидкасистый П. И. М.: Юрайт, 2019. 736 с.
Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. М: Сфера, 2003. 328 с.
Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с.
Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М. Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.
Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Учебник для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 510 с.
Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.