ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность и понятие внутренней среды предприятия
1.2. Методика проведения исследования внутренней среды предприятия
1.3. Проблемы исследования внутренней среды и его место в разработке стратегии предприятия
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «СПОРТМАСТЕР»
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Спортмастер»
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Спортмастер» за 2013-2015 гг
2.3. Исследование внутренней среды предприятия ООО «Спортмастер»
2.4. Маркетинговый и SWOT-анализ деятельности
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «СПОРТМАСТЕР»
3.1. Оптимизация величины товарных запасов в ООО «Спортмастер» за счет смены поставщика товаров
3.2. Рекомендация по повышению квалификации работников ООО «Спортмастер», осуществляющих обслуживание покупателей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Достижение наилучших экономических результатов деятельности торгового предприятия обеспечивается хорошо организованной внутренней средой, оптимизация которой связана с совершенствованием многих факторов: финансовой и маркетинговой составляющей, работой с кадрами, планированием, учетом и контролем за движением товарных ценностей, закупаемых у поставщиков ресурсов, - технологией торговой деятельности.
Эффективность внутренней среды на торговых предприятиях является одним из наиболее сложных участков менеджмента. От правильного и четкого построения и управления внутренней средой зависит содержание товарных ценностей в надлежащем порядке, их сохранность, своевременное и комплексное обеспечение ими торговой деятельности, пополнение товарных запасов и, следовательно, обеспечение ритмичной работы предприятия, прибыльность и рентабельность. Вот почему вопросам организации внутренней среды на торговых предприятиях должно уделяться столь большое внимание.
Внутренняя среда фирмы заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Работа по оптимизации внутренней среды предприятия в условиях нестабильного рынка предполагает использование противозатратного экономического механизма, нацеленность на ускорение внедрения действенных средств в проведении экономии, повышении рентабельности, обеспечении правильного использования всех ресурсов, в том числе товарных.
В условиях жесткой конкуренции для предприятий, имеющих дело с товарными запасами, крайне актуальным становится вопрос оптимизации товарных запасов. Ситуация на складе напрямую влияет на состояние расчетного счета предприятия, то есть - на финансовые результаты его деятельности. Все это также же решается через оценку внутренней среды предприятия.
Целью дипломной работы является исследование внутренней среды на примере торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы исследования внутренней среды торгового предприятия;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и состояние внутренней среды торгового предприятия;
- разработать рекомендации по оптимизации внутренней среды торгового предприятия.
Объектом исследования дипломной работы является ООО
«Спортмастер», занимающееся торговлей спортивными товарами.
Предметом исследования дипломной работы является внутренняя среда анализируемого предприятия.
Методами аналитического исследования дипломной работы послужили горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, группировка, сравнение, метод финансовых коэффициентов, логистические методы, экспертный метод, факторный анализ, метод цепных подстановок, анкетирование, опрос.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность и понятие внутренней среды
предприятия
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Основные переменные внутренней среды торговой организации, которые требуют внимания руководства - это цели, структура, задачи, технология и люди [31, 196].
Сопоставление современного и традиционного состояния внутренней среды предприятия удобно произвести в виде таблицы (см. Приложение А); состав внутренней среды для простоты представлен в традиционном виде и не содержит деления на институциональную и функциональную среду). Сразу следует оговориться, что не каждому существующему в наши дни предприятию присуще то состояние внутренней среды, которое мы назвали
«современным» (можно также использовать термин «сетевое») - речь, скорее, идет о том, что в современных условиях внутренняя среда предприятия может (но не обязана!) принимать форму, принципиально отличающуюся от
«традиционной». Кроме того, очевидно, что элементы «традиционного» и
«современного» состояния внутренней среды могут сочетаться у предприятия в разных пропорциях.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I, утвержденная Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 г. № 383-ФЗ).
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II, утвержденная Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2015 г. № 379-ФЗ).
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129- ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.11.2015 г. № 261-ФЗ).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (в редакции приказа Минфина России от 26.03.2013 г. № 26н).
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9 99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2013 г. № 156н).
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10 99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2013 г. № 156н).
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4 99, утвержденное приказом Минфина России от 06.06.1999 г. № 43н (в редакции приказа Минфина России от 18.09.2013 г. № 115н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2013 г. № 156н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н (в редакции приказа Минфина России от 26.03.2013 г. № 26н).
Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] : Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015.
Бодряков, Р. QRS-анализ оборотных средств и товарных ресурсов [Текст] / Р. Бодряков // Логистик & система. – 2015. - № 3. – С. 22-34.
Бакунина, И.М. Управление логистической системой (методологический аспект) [Текст] / И.М. Бакунина, И.И. Кретов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. - № 5. – С. 28-40.
Баутов, А.Н. Оптимальное управление продажами с использованием статистических моделей [Текст] / А.Н. Баутов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. - № 6. – С. 48-56.
Бродецкий, Г. Анализ скидок на заказ при оптимизации моделей управления запасами с учетом временной стоимости денег [Текст] / Г. Бродецкий // Логистика сегодня. – 2015. - № 6. – С. 22-28.
Власов, Т. Принципы логистики в управлении снабжением [Текст] / Т. Власов // Логистик & система. – 2015. - № 4. – С. 25-34.
Воеводин, Н. Прогнозирование закупок товаров в торговых организациях [Текст] / Н. Воеводин // Логистика сегодня. – 2015. - № 4. – С. 48-56.
Долгов, А. Закупочная деятельность фирмы: стратегия и организация [Текст] / А. Долгов, В. Козлов, С. Уваров // Логистика сегодня. – 2015. - № 6.– С. 3-15.
Егоров, А. Методы предотвращения финансового ущерба компании на этапе приобретения товаров и услуг [Текст] / А. Егоров // Логистика сегодня.– 2015. - № 3. – С. 18-24.
Ермолаева, С.Н. Планирование экономической эффективности торговых операций [Текст] / С.Н. Ермолаева // Финансовый менеджмент. – 2014. - № 1. – С. 8-20.
Зельников, И. Большой ассортимент – не помеха ABC-анализу [Текст] /И. Зельников // Логистик & система. – 2015. - № 5. – С. 20-32.
Качалов, И. 72 критерия идеального поставщика [Текст] / И. Качалов // Финансовый бизнес. – 2015. - № 6. – С. 52-60.
Кизим, А. Моделирование систем формирования и управления структурой запасов [Текст] / А. Кизим, Е. Куприй, Е. Калайдин // Логистика сегодня. – 2015. – № 6. – С. 53-60.
Корнеева, Е.И. Финансовое управление закупками в торговых организациях [Текст] / Е.И. Корнеева // Финансовый бизнес. – 2015. - № 2. – С. 35-42.
Крейнина, М.Н. Критический объем продаж: значение, сущность, величина [Текст] / М.Н. Крейнина // Финансовый менеджмент. – 2015. - № 6.– С. 22-36.
Крейнина, М.Н. Управление выручкой и прибылью от продаж в условиях изменения спроса на продукцию предприятия [Текст] / М.Н. Крейнина // Финансовый менеджмент. – 2015. - № 4. – С. 42-54.
Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] : Учебное пособие для вузов / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова ; под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015.
Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ [Текст] : Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2015.
Мещанкин, А. Логистика складирования [Текст] / А. Мешанкин // Логистик & система. – 2015. - № 10. – С. 28-35.
Носов, А. Квалиметрический подход к задаче выбора логистического посредника [Текст] / А. Носов // Логистика сегодня. – 2015. - № 6. – С. 32-44.
Оганесян, А.С. Управление эффективностью торговой сделки [Текст] / А.С. Оганесян, И.А. Оганесян // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. -№ 4. – С. 28-36.
Петров, П.В. Экономика товарного обращения [Текст] : Учебник для вузов / П.В. Петров, А.Н. Соломатин. – М.: ИНФРА-М, 2015.
Родионов, А.Р. Управление запасами и оборотными средствами в условиях рыночной экономики [Текст] / А.Р. Родионов, Р.А. Родионов // Финансовый менеджмент. – 2014. - № 3. – С. 42-50.
Родионов, А.Р. Управление торговыми запасами [Текст] / А.Р. Родионов, Р.А. Родионов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - № 1. – С. 32-44.
Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В. Савицкая. – Минск: ООО «Новое знание», 2010.
Стерлигова, А. Процедуры оптимального распределения запасов в цепях поставок [Текст] / А. Стерлигова // Логистика сегодня. – 2015. - № 4. – С. 3-10.
Стерлигова, А. Оптимальный размер заказа, или Загадочная формула Вильсона [Текст] / А. Стерлигова, И. Семенова // Логистик & система. – 2015. - № 2. – С. 15-24.
Стерлигова, А. О сугубой практичности формулы Вильсона [Текст] / А. Стерлигова, И. Семенова // Логистик & система. – 2015. - № 9. – С. 13-24.
Трохина, С.Д. Управление финансовым состоянием торгового предприятия [Текст] / С.Д. Трохина, В.А. Ильина // Финансовый менеджмент. – 2015. - № 1. – С. 18-26.
Федосеев, Э. Взаимодействие с поставщиками: коммерсанты и логисты [Текст] / Э. Федосеев // Логистик & система. – 2015. - № 8. – С. 35-44.
Чистякова, Ю. Применение «тянущей» логистической системы в цепях поставок [Текст] / Ю. Чистякова // Логистика сегодня. – 2015. - № 6. – С. 45- 52.
Шуремов, Е. Согласование планов поставок и закупок [Текст] / Е. Шуремов // Ваш партнер – консультант. – 2015. - № 6. – С. 22-30.
Щиборщ, К.В. Управление товарными запасами торговых предприятий [Текст] / К.В. Щиборщ // Финансовый менеджмент. – 2015. - № 5. – С. 42-56.