Введение
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
1.1 Одаренность как особенность личности ребенка
1.2 Методики выявления детской одаренности
1.3 Теоретико-методологические основы применения педагогических технологий в работе с одаренными детьми
Выводы по главе 1
Глава II. Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в начальной школе
2.1 Основные направления работы с одаренными детьми в сфере образования
2.2 Технологии работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
2.3 Обучение одаренных детей в системе дополнительного образования
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано, прежде всего, с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной среды требует не только высокой активности человека, но и его навыков и умений нестандартно вести себя.
Проблема детской одаренности является одной из самых обсуждаемых в последние годы в области психологии, педагогики и образования. Актуальность темы развития одаренности детей во многом социально обусловлена. В современном обществе возрастает потребность в формировании инновационного и интеллектуального потенциала современной России. Этот потенциал состоит из талантливых, одаренных личностей, которые нестандартно мыслят, решают поставленные задачи и формулируют новые, ставят долгосрочные цели, активны и целеустремленны. Поэтому следует ввести следующую закономерность: забота о развитии культуры, науки и общественно-общественной жизни приравнивается к заботе о одарённых людях и детях. Это означает, что создание эффективной работы по развитию одаренности детей в образовательном учреждении является одной из важнейших задач в настоящее время.
По мнению Выготского Л.С.: «Одаренность — это генетически детерминированный компонент способностей, который развивается в процессе соответствующей деятельности или деградирует при отсутствии деятельности». Часто широкое понятие одаренности сравнивают и отождествляют с творческим талантом. Если говорить о развитии одаренности вообще, то мы предполагаем творческое развитие ребенка.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одной из основных проблем совершенствования системы образования. Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, особом внимании и руководстве. Однако в силу своих личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления; они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают взаимоотношения и связи.
Проблему одаренности изучали ученые: Г. М. Коджаспирова, М. В. Межиева, В. М. Загвязинский, В. А. Мижериков, К. М. Хоруженко и другие.
Однако сегодня, в соответствии с требованиями ФГОС, тема развития одаренности детей становится особенно актуальной.
Гипотеза исследования: развитие и формирование детской одаренности в педагогическом процессе будет более эффективным, если провести педагогический анализ феномена детской одаренности и определить организационно-педагогические условия развития и формирования детской одаренности, этапы и стратегии развития. педагогическая поддержка одаренных детей.
Объект исследования: одаренность.
Предмет исследования: система работы с одаренными детьми в начальной школе.
Цель работы: изучение детской одаренности.
Задачи работы:
1. рассматривать одаренность как особенность личности ребенка;
2. методы исследования выявления одаренности детей;
3. изучить теоретические и методические основы использования педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
4. изучить основные направления работы с одаренными детьми в сфере образования;
5. рассмотреть технологии работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе;
6. рассмотреть возможность обучения одаренных детей в системе дополнительного образования.
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
1.1 Одаренность как особенность личности ребенка
Одаренность – системное качество психики, развивающееся на протяжении всей жизни, определяющее способность человека достигать более высоких, исключительных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся своими яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к таким достижениям) в том или ином виде деятельности. Одаренный ребенок может родиться в любой семье, независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка.
Раннее речевое развитие и большой словарный запас большинство людей считают признаком одаренности. Это признаки, которые заметны в первую очередь. Как правило, их дополняет внимательность, необыкновенная любознательность и хорошо развитая память. Все эти признаки, безусловно, указывают на замечательные интеллектуальные способности. Однако одаренность – это более широкое понятие. Оно многогранно и связано не только с развитием интеллекта. Одаренность связана с высоким уровнем достижений и потенциала ребенка в одной или нескольких сферах жизни. Эксперты выделяют шесть таких направлений [5]:
- Интеллектуальная сфера. Ребенок проявляет острое мышление, наблюдательность, отличную память, выраженную любознательность. Он внимателен, легок и готов к обучению, умеет хорошо излагать свои мысли, с удовольствием решает задачи и знает намного больше своих сверстников.
- Объем академических достижений. Среди них видное место занимают чтение, математика и естественные науки. Ребенок рано проявляет интерес к одной из этих областей. Такие занятия, как чтение и словотворчество, математические игры или наблюдение за природой и экспериментирование, могут полностью поглотить его внимание на долгое время. Особый интерес ребенка проявляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Одна мама рассказывала, как ее трехлетняя дочь, раздеваясь перед сном, любила считать вещи, которые положила на детский стульчик. Для нее это была своего рода игра.
- Создание. Малыш очень любознателен и может подолгу заниматься тем, что его интересует. Многие обычные предметы и явления он часто воспринимает по-своему, любит находить свои способы действия, придумывать свои игры, способен по-разному подходить к одной и той же проблеме или использованию материалов. Он любит декоративно-прикладное искусство и стремится к совершенству в них.
- Коммуникация и лидерство. Ребенок легко адаптируется к новым ситуациям и уверенно чувствует себя в незнакомой среде детей и взрослых. Он способен проявить инициативу и быть организатором в детских играх, поэтому его чаще других выбирают ведущим. Он способен взять на себя ответственность, и другие дети часто обращаются к нему за советом или помощью.
- Сфера художественной деятельности. Ребенка отличает большой интерес и особая чувствительность к музыкальным или художественным явлениям. Он хорошо чувствует характер и настроение, передаваемые тем или иным произведением. Сам малыш с удовольствием экспериментирует в области изобразительного искусства или музыки.
Бараева, Е. И. Одаренность и талантливость личности: психологический портрет / Е. И. Бараева, А. П. Гурко // Педагогическая наука и образование. – 2020. – № 1. – С. 31–35.
Бараева, Е. И. Индивидуально–психологические особенности одаренных учащихся / Е. И. Бараева, Н. С. Грибанова, З. А. Шершнева // Народная асвета. – 2019. – № 11. – С. 80–84.
Бондаренко, Ю. В. Современные технологии в работе с одаренными детьми / Ю. В. Бондаренко // Исследовательская работа школьников. – 2018. – № 4. – С. 6–9.
Булахова, З. Н. Моделирование образовательного маршрута одаренного ребенка / З. Н. Булахова // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. – № 2. – С. 15–17.
Гребнева, В. В. Современные проблемы выявления и развития одаренности младших школьников / В. В. Гребнева // Начальная школа. – 2019. – № 6. – С. 9–14.
Гринько, Н. Н. Выращивание таланта... / Н. Н. Гринько // Образование Минщины. – 2018. – № 4. – С. 54–57.
Зенькова, Г. Психологические аспекты одарённости / Г. Зенькова // Здаровы лад жыцця. – 2015. – № 9. – С. 18–19.
Золотарева, А. В. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 215 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-00998-9. — Режим доступа: www.biblioonline.ru/book/43B062DF-24EB-47EE-AD29-F287DF851477 (дата обращения: 27.11.2023 г.).
Кутковая. М. А. Одаренные дети. Особенности психолого–педагогического сопровождения / М. А. Кутковая // Управление современной школой. Завуч. – 2018. – № 7. – С. 41–43.
Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей: учебное пособие / В. И. Петрушин. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 221 с. – (Серия: Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-04905-3. – Режим доступа: www.biblioonline.ru/book/DB94940C-A896-4D84-9BD1-662F4656F1DC (дата обращения: 27.11.2023 г.).
Ридецкая, О.Г. Психология одаренности: учебно-практическое пособие / О.Г. Ридецкая. – Москва: Издательский центр ЕАОИ, 2011. – 376 с. – ISBN 978-5-374- 00459; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117867 (дата обращения: 27.11.2023 г.).
Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 440 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-00282- 9. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/AD671AED-84D4-42AF-B55F12F6FEEF89CE (дата обращения: 27.11.2023 г.).
Сиротюк, А.С. Диагностика одаренности: учебное пособие / А.С. Сиротюк. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – Ч. 1. – 735 с.: табл. – Библиогр.: с. 70-74. - ISBN 978-5-4458-5324-4 [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226381 (дата обращения: 27.11.2023 г.).
Сиротюк, А.Л. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности: учебное пособие / А.Л. Сиротюк. – Москва: Директ-Медиа, 2014. - 135 с. - ISBN 978- 5-4458-5323-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226149 (дата обращения: 27.11.2023 г.).
Каптерев П.Ф. История отечественной педагогики. Учебник для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Социальная педагогика. М.: Юрайт, 2019. – 272 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. – 720 с.
Крысько В.Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. – 472 с.
Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавра. М.: Юрайт, 2019. – 156 с.
Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2019. – 128 с.
Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебник по открытому программному обеспечению. М.: Юрайт, 2019. – 128 с.