ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика процесса формирования нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Особенности физического развитие в старшем дошкольном возрасте как средство формирования нравственного воспитания
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Описание этапов и методик исследования
2.2. Обоснование проекта по ознакомлению детей с средствами физического развития, как средства нравственного воспитания старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Много говорилось о роли физической культуры и спорта в развитии личности, о значении спорта в жизни каждого человека, о том, что с помощью физической культуры можно воспитать дисциплинированную, ответственную и целеустремленную личность. Однако именно сейчас, в период духовного кризиса, когда мы наблюдаем резкое падение морального духа и физическую деградацию населения не только по всей стране, но и по всему миру, этот вопрос стал еще более актуальным. Педагоги и психологи совместно работают над разработкой новых методов воспитания и обучения детей разного возраста, но многие из них неэффективны в современном обществе.
Информационное общество бросает вызов институтам образования и воспитания в эпоху глобализации. Глобальные процессы сегодня все чаще связаны с проблемой утраты идентичности, трансформации жизненных ценностей, ценностей и норм, определяющих духовное содержание бытия. Новые свойства общественного пространства в глобальном мире - фрагментация, мозаичность - меняют формы взаимодействия, не приводя к взаимопониманию, что затрудняет гражданский диалог. Число пользователей Интернета растет с каждым годом, увеличивая тем самым число физически слабых и больных людей на планете. Известно, что недостаток физической активности приводит к серьезным негативным последствиям: избыток адреналина накапливается в организме и может способствовать развитию психических расстройств. Человек становится агрессивным, неуравновешенным, нетерпеливым. Начинается медленный, но упорный процесс не только физической, но и моральной деградации личности. Отсутствие личного контакта со сверстниками, пристрастие к виртуальной реальности, неприятие реальной действительности способствуют развитию десоциализации личности.
В связи с этим возникает необходимость искоренить эту проблему в самом начале пути - в дошкольном возрасте.
Кроме того, результаты исследования, опубликованные в январском номере журнала "JAMA Pediatrics", доказали, что физическое или моральное ухудшение человека в силу определенных обстоятельств начинается в возрасте от трех до пяти лет. В этот период происходит активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, растут органы дыхания и кровообращения, развивается мозг, поэтому необходима физическая активность - активные игры на свежем воздухе и прогулки. В этом возрасте начинается приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни, воспитание нравственных качеств.
Объект исследования: процесс формирования нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: физическое развитие в старшем дошкольном возрасте как средство формирования нравственного воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать педагогические условия процесса нравственного воспитания у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса нравственного развития дошкольников.
2. Раскрыть сущность физического развития как средства нравственного воспитания дошкольников.
3. Определить педагогические условия, способствующих нравственному воспитанию дошкольников посредством физического развития.
4. Определить эффективность разработанных педагогических условий в ходе экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста может быть успешным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработать проект;
- использование сюжетных игр;
- создание необходимой физкультурно-оздоровительной среды.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость: проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания о формировании основ нравственного развития дошкольников в процессе физического развития.
Практическая значимость: данная работа может быть полезна в первую очередь воспитателям детских садов, а также студентам педагогического колледжа.
База исследования: детский сад Акмуллинские «Соты», г. Уфа.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
1.1 Характеристика процесса формирования нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Перед современным обществом остро стоит проблема нравственного воспитания детей. Актуальность обращения к данному вопросу вызвана встречающимися и нарастающими в обществе ситуациями безнравственного поведения, необоснованной агрессивностью и хамством. Современные дети стесняются выражать добрые, гуманные чувства, проявлять заботу и внимание по отношению к близким и незнакомым людям[15, с88]. А ведь именно в детском возрасте формируется привычка нравственного поведения, закладывается система нравственных представлений. Таким образом, необходимость эффективного нравственного воспитания личности ребенка, является актуальной и важной проблемой.
В отечественной и зарубежной науке немало исследований, посвященных: рассмотрению «представлений», как одного из ведущих понятий системы философских и психолого-педагогических категорий (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин); разработке теоретических основ формирования нравственных представлений, как структурной единице морального сознания (А.И. Титаренко, А.А. Ухтомский); исследованию возрастных изменений и фаз развития различных групп представлений (О.С. Богданова, М.И. Боришевский, Ж. Пиаже); определению специфики нравственных и высших духовных ценностей, являющихся базой для формирования нравственной сферы личности (Б.З. Вульфов, М.С. Каган, В.Д. Шадриков, У. Джеймс, Э. Фромм); развитию нравственных представлений у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович[1]).
При рассмотрении понятия «нравственные представления» следует, прежде всего, выявить существующие подходы к пониманию основных понятий, которые используются в философской и психолого-педагогической литературе при изучении данного вопроса. Вопросы нравственности во все времена волновали представителей философской мысли. Например, Аристотель называл нравственным человека, наделенного такими качествами, как справедливость, мужественность, благоразумность. Ф. Ницше придерживался той мысли, что нравственный – «тот, кто повинуется издревле установленным законам и обычаям». [18, с. 22]
В современном философском словаре понятие «нравственность» приравнивается к понятию «мораль», под которой понимаются существующие нормы, принципы и правила поведения людей, а также особенности человеческого поведения (мотивы поступков, результаты практической деятельности), чувства, суждения, с помощью которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и обществом в целом. В Толковом словаре русского языка В.И. Даля понятие «мораль» рассматривается в качестве «нравственного учения, правил для воли и совести человека» [19, с. 45].
Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018 - № 4 - С. 130-134. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36642677_82968118.PDF - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация
Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина,С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019 - № 3-3 (43).- С. 13-14. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37624316_53002908.pdf - Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. - 2019 - № 4 (63). - С. 4-6. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41114603_47766549.pdf - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Батаговская Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной / Н.Н. Батаговская, Г.В. Беляева, Н.Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф.( Белгород, 28 октября 2019 г.) - Белгород, 2019 - С. 109-112. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41516807_77190682.pdf - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Бесхмельницына Л.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников посредствомпоэзии военной тематики / Л.Ю. Бесхмельницына, В.П. Мухина // Вестник научных конференций. - Тамбов, 2018 - № 5-3 (33). - С. 31-32. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35200104_53505532.pdf - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Нравственное воспитание личности школьника / Под ред. Колдунова Я.И. – Калуга, 2020
Немов, Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 1: обшие основы психологии. – М.: Владос, 2000
Ожегов,С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2021. – 944 с.
Павлов, Б.Ф., Хузиахметов, А.Н. Воспитание патроиота// Казань: ТаРИХ, 2004. – с. 319
Панфилова, М.А. Игротерапия общения. – М., 2021
Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 96 с. (Правовая библиотека образования)
Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1999
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2005. – 400 с.
Поровская Г.А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / Г.А. Поровская, Т.Я. Шпикалова. – М., 2020. – 196 с.
Посмитная С.Р. Гражданское образование школьников. Условия личностного развития ребенка / С.Р. Посмитная. – М.: Просвещение, 2011. – 172 с.
Реан А.А. Педагогика: учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 304 с. 43. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1993-1999.
Рожков, М. И. Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. зд. центр ВЛАДОС, 2020.
Русакова Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова // Педагогика. – 2009. – №2. – С. 74-80.
Савотина, Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. – 2022. - № 5. - с. 17-18, 212
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; под ред. Сластенина В.А. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2021. 38. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: из опыта работы сельской школы. - М.: Учпедгиз, 2020. - 148 с. 39. Толчева, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное // Сельская школа. 2002. №1
Толкачева Т.М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания / Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2021. – 20 с. Тюляева Т.И. Гражданское образование в российской школе: учебное пособие / Т.И.Тюляева. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2022. 38. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2020.
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 2000. – 98 с. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий // Городской методический центр [Офиц. сайт]. URL:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html/ (дата обращений 27.01.2023).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2020.
Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2022.– 349 с.
Яковлев Ю. Ваши права, дети/ Ю.Яковлев. – Москва: «Международные отношения», 2021.– 203 с.
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1986. – 105 с.