ВВЕДЕНИЕ
Понятие текстовой задачи
Классификация задач,
Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач
Этапы работы над текстовой задачей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Курсовая работа|Педагогика
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 25
ВВЕДЕНИЕ
Понятие текстовой задачи
Классификация задач,
Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач
Этапы работы над текстовой задачей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность курсовой работы. Математика на начальном этапе обеспечивает базовую платформу для последующего изучения составных задач, которые являются основой для решения ориентированно - функциональных задач. Решая их, обучающиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности, к применению смоделированных ситуаций в повседневной жизни. Задачи необходимы для формирования навыков учащихся, важных для повседневной жизни, связанных с решением проблемных ситуаций, которые время от времени возникают. Но чтобы решить проблему, нужно понять ее суть и сформулировать ее устно. Поэтому очень важно научить учеников формулировать задачу. Опыт многих педагогов показывает, что эту проблему трудно решить.
В школе большое внимание уделяется решению готовых задач, но практически нет работы по их составлению и преобразованию. Следует отметить, что состав и трансформация задач имеют определенное место в процессе обучения математике. Но каждая задача связана с другими задачами, которые могут быть получены из нее, такими как аналогичные задачи, обратные задачи, задачи, в которых изменяется вопрос или условие и т. д. Все это - та связь, которую обучающиеся не понимают.
Задачи по развитию логического мышления младшего школьника - это отдельная группа задач, в том числе текстовых. Потому что они требуют нестандартного принятия решений и способов получения результата, то есть нескольких мини-исследований в разных направлениях мышления (принятие, отрицание). Изменчивость, оригинальность и своеобразие логических задач позволяют сформировать математическую функциональную грамотность. Так как в жизни часто приходится проявлять смекалку, находчивость, практичность, расчетливость.
Решение текстовых задач также имеет большое значение в воспитании личности, поэтому педагог должен обладать глубоким пониманием текстовой задачи, ее структуры и уметь решать такие задачи по-разному.
Решение проблем с текстом является важной частью математического курса начальной школы. Умение решать текстовые задачи - один из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Математическая задача неизменно помогает ребенку развить правильные математические понятия, глубже понять различные аспекты отношений в окружающей его жизни, применить изученные теоретические положения. Решение проблем способствует формированию у детей полных знаний, определенных программой. Задачи позволяют связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решая проблемы, дети знакомятся с важными познавательно-образовательными фактами.
Итак, чтобы научиться решать задачи, нужно понять, что это такое, какова их структура, какие математические навыки необходимы для решения текстовых задач, какие инструменты используются для решения задач.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников навыков решения текстовых задач.
Предмет исследования: методы формирования у младших школьников навыков решения текстовых задач.
Цель исследования: выявление лучших методов и приемов развития у младших школьников навыков решения текстовых задач.
Задачи исследования:
- изучение методологической литературы по данной проблеме;
- определение перечня навыков, необходимых в процессе обучения для решения задач;
- изучение методологии работы над текстовой задачей в начальных классах;
- рассмотрение классификационной характеристики различных типов задач;
- выявление различных методов и приемов для работы над текстовой задачей.
В исследовании использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме исследования (теоретический анализ и синтез); систематизация типов текстовых задач.
Структура исследования: работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с термином «задача», как на профессиональном, так и на бытовом уровне. Нам часто приходится сталкиваться с определенными проблемами, которые мы привыкли называть задачами. Проблема решения задач, математических и тех, которые возникают у человека в повседневной или производственной деятельности, давно начала изучаться, но по сей день не существует общепринятой трактовки понятия «задача». В общепринятом смысле задача понимается как некая ситуация, требующая исследования и необходимого человеческого решения [30, с.24].
Определения текстовой проблемы предлагаются различными авторами:
Как такового, определения текстовой задачи нет, есть только понятие, и, по словам Н.В. Метельского, это понятие расплывчато. По его словам, «задача - понятие неопределимое и в самом широком смысле этого слова означает нечто, требующее выполнения, решения. Иногда под задачей понимается упражнение, которое выполняется, решается путем умозаключений, расчетов и т.д.» Последняя трактовка термина «задача» ближе к понятию «задача в обучении», которое можно назвать дидактической задачей. Математическая задача в обучении является также неопределимым понятием, подчиненным понятию «дидактическая задача» [16, с. 214].
Математическая задача - это краткое связное повествование, в котором вводятся значения определенных величин и предлагается найти другие неизвестные значения величин, которые зависят от данных и связаны с определенными отношениями, указанными в условии.
Любая текстовая задача состоит из двух частей - условий и требований (вопроса). Это означает, что анализ проблемного состояния должен коррелировать с проблемным вопросом и, наоборот, что проблемный вопрос должен быть направлен на анализ с условием. Их не следует рвать, так как они образуют единое целое.
Условие учитывает информацию об объектах и некоторые числовые данные объекта, известные и неизвестные между ними значения [11, с.14].
Требования к задаче - это указание на то, что нужно найти. Оно выражается фразой в повелительной или вопросительной форме.
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. - Москва., 2016. – 328 с. - ISBN 978-5-534-13271-7. ‒ Текст : непосредственный
Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро, A.M. Пышкало. - Москва., 2017. – 432 с. – ISBN 978-5-4365-0147-5. – Текст : непосредственный.
Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1,2,3,4 - е классы – Вита Пресс, 2017. – 239 с. - ISBN 5-7107-6018-8. ‒ Текст : непосредственный.
Амоношвили Ш.А., Паритеты в теории и практике образования// Загвызинский В.И. «Педагогика, 2018. - №2. - С.3-7 - ISBN 978-5-00053-253-9. -Тест: непосредственный.
Артёмов А.К. Теоретико - методические особенности поиска способов решения математических задач//Начальная школа. - 2018. - №11,12. - С.43-53. - ISBN 5-7107-6018-8. ‒ Текст : непосредственный.
Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого - педагогичесхшй аспект. - Москва.: Педагогика, 2018. - 183с. - ISBN 5-900984-17-6. - Текст : непосредственный.
П.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - Москва.: Просвещение, 2016. - 320с. - ISBN 978-5-00053-253-9. - Тест: непосредственный.
Бархаев Ю. П. Особенности формирования навыков в учебной деятельности.- Харьков: "Вестник Харьк. ун-та", 2018. - №171. С. 46-53. - ISBN 978-5-469-01482-9 Тест: непосредственный.
Белошистая А.В. Моделирование как основа курса "Математика и конструирование" в начальных классах. Дисс. канд. пед. наук. - Москва.: 2018. – 224 с. - ISBN 978-5-09-020612-9. - Тест: непосредственный.
Боданский Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. Сб. науч. трудов. - Москва., 2016. - С. 115-125. - ISBN 978-5-09-020612-8. - Тест: непосредственный.
Бородулько М.А., Обучение решению задач и моделирование// Стойлова Л.П. Начальная школа. - 2016. - №8. - С.26-31. - ISBN 965-5-08-020512-9. - Тест: непосредственный.
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - Москва., 2017. – 286 с.- ISBN 5-89329-545-5 Тест: непосредственный.
Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. - Москва.: Просвещение. - 2019. - 260 с. - ISBN 5-93134-195-1 – Тест: непосредственный.
Верньё Ж. Ребёнок, математика и реальность. Проблемы преподавания математики в начальной школе. Пер. с франц. Е.С. Самойленко, А.П. Тарасова - Москва.: Институт психологии РАН, 2018. - 288с.- ISBN 5-201-02275-8 – Тест: непосредственный.
Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва., 2016. – 442 с. - ISBN 5-2011-01265-6 – Тест: непосредственный.
Возрастные и индивидуальные возможности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - Москва., 2019. – 312 с. - ISBN 5-221-01665-5 – Тест: непосредственный.
Выготский Л.В. Педагогическая психология.- Москва.: Педагогика 2017. - 221 с. ISBN 5-1051-01465-9 – Тест: непосредственный.
Галанжина E.С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников. // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. - Курск, 2016. – 187 с. - ISBN 5-2331-21065-7 – Тест: непосредственный.
Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. - Москва.: Просвещение, - 2018. - 360 с. - ISBN 6-2011-01255-8 – Тест: непосредственный.
Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.— Москва.: Книжный дом "Университет", 2016. - 336с. - ISBN 5-3011-01567-9 – Тест: непосредственный.
Давыдов В.В. Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: "Луйс", 2017. - 220с.- ISBN 4-8051-01279-9 – Тест: непосредственный.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - Москва.: Педагогика, 2016. - 240с. - ISBN 9-2270-01555-9 – Тест: непосредственный.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Москва.: ИНТОР, 2015. - 544с. ISBN 8-1311-01005-9 – Тест: непосредственный.
Елесина Г.Е., Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Мульдаров В. К. Психологическая наука и образование. - 2017. - №3. - С. 56-62.- ISBN 5-2011-01865- 2 – Тест: непосредственный.
Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике. - Москва., Издательство Юрайт, 2018. - 460с. - ISBN 5-3601-01205-3 – Тест: непосредственный.
Зак А.З. Различие в мыслительной деятельности младших школьников. - Воронеж, 2019. – 314 с. - ISBN 5-3601-01205-3 – Тест: непосредственный.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Москва.: Логос, 2016. – 329 с. - ISBN 5-2401-01880-4 – Тест: непосредственный.
Истомина Н.В. Методика обучения математике в начальных классах. - Ярославль, ЛИНКА - ПРЕСС, 2017. – 396 с. - ISBN 5-8001-01905-7 – Тест: непосредственный.
Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. - Москва.: Изд-во АПН СССР, 2016. – 214 с. - ISBN 5-31201-01705-3 – Тест: непосредственный.
Калмыкова 3.И. Психологический анализ формирования понятия о типе задачи. - Известия АПН РСФСР, 2018, №12. С.23 ‒ ISBN 978-5-534-13271-7. ‒ Текст : непосредственный.
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - Москва.: Просвещение, 2018. – 197 с. ‒ ISBN 978-5-534-13271-7. ‒ Текст : непосредственный.
Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. - Киев, Издательство Юрайт, 2016. – 432 с. ‒ ISBN 978-5-534-13271-7. ‒ Текст : непосредственный.
Тихомирова Л.Ф., Развитие логического мышления детей. / Басов А.В - Ярославль: ТОО «Гринго», 2015. – 342 с. ‒ ISBN 978-5-534-13271-7. ‒ Текст : непосредственный.
Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - Москва., Издательство Юрайт, 2016.- 415 с. ‒ ISBN 978-5-534-10179-9. ‒ Текст : непосредственный.
Фуше А. Педагогика математики. - Москва., Издательство Юрайт, 2019. – 264 с. ‒ ISBN 978-5-534-13271-7. ‒ Текст : непосредственный.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!