Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что многие современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности. Ежегодно статистические данные министерства образования говорят нам о том, что навыки чтения у детей младшего школьного возраста значительно снижаются. Такие данные собраны не случайно, так как с появлением интернета в нашей жизни доступность информации стала быстрее, а смысловая нагрузка сокращается, люди привыкли что всё то что нужно узнать можно найти по одному щелчку и особо вчитываться в текс не нужно, также большинство детей предпочитают видео формат замкну бумажным книгам. Тем самым можно сделать вывод о том, что читательские умения на сегодняшний день снижены у многих младших школьников. Одна из важнейших задач обучения в школе – это умение читать. Данные навыки необходимы для усвоения основных общеобразовательных предметов, развития речевой и умственной деятельности. Исследование проблемы обучения детей чтению проводилась учёными, психологами, педагогами на протяжении многих лет. В ходе этих исследований учёные выделяют новые подходы к обучению детей чтению, которые способствуют более эффективному усвоению этого навыка у ребёнка.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные школьники не проявляют интерес к литературе и задача учителя не просто научить ребёнка читать, а вызвать у ребёнка интерес к чтению.
Объект исследования: сформированные навыки чтения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплексные занятия с использованием информационных технологий и методических пособий с детьми.
Цель исследования: развитый навык чтения у детей.
Задачи исследования: - исследование информации связанной с проблемой чтения детей младшего школьного возраста (школьная литература, методические пособия для учителей, книги, которые нравиться детям). Анализ собранной информации
- выявление критериев оценивания детей
- методы, используемые при работе с детьми (опросы, комплексы занятий, игры, занятия для закрепления).
Глава 1. Теоретические основы формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений
-
Сущность понятия читательских умений младших школьников
Для того что бы ребёнок при изучении текста мог ориентироваться в нём, а главное понимать его смысл, ему нужно овладеть читательской грамотностью. Это многогранная задача, требующая комплексного решения. Важно понимать и анализировать тест. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.[15]
В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно - выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа - персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.
Принципы анализа художественного произведения - это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста.
Виды анализа текста - разнообразные подходы к анализу художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении.
Приемы анализа текста - это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта.
В ходе анализа художественного произведения дети вместе с учителем наблюдают, как оно «сделано», знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, с назначением отдельных элементов текста. При этом идет работа над всеми сторонами текста - содержательной, структурной, языковой - в их единстве. Такая работа требует опоры на элементарные литературоведческие знания и на знания по речеведению, получаемые на уроках русского языка. Затем перед ребенком ставится речевая задача и идет поиск средств ее решения. При этом дети используют средства, аналогичные тем, с которыми знакомились на уроке чтения, для воплощения своего речевого замысла [17].