Введение
1. Теоретический аспект исследования восприятия как психологического феномена
1.1. Зрительное и слуховое восприятие как психологический феномен
1.2. Возрастные особенности восприятия в студенческом возрасте
2. Психологические аспекты восприятия рекламы
2.1. Реклама как явление экономики, психологии и культуры
2.2. Особенности и механизмы восприятия рекламы
3. Экспериментальное исследование восприятия рекламы студенческой молодежью
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Реклама органично вписалась в нашу жизнь. По данным статистики, каждый день потребитель сталкивается с тремястами рекламными объявлениями, просматривает более ста рекламных роликов. И ежегодно получает по прямой почтовой рассылке около тысячи информационно-рекламных материалов. Но лишь небольшая их часть привлекает внимание. И еще меньшая – достигает главной цели: формирует у потребителя стойкое желание приобрести рекламируемый товар.
Причины подобного «невнимания» к рекламным материалам чаще всего связаны с низким качеством их подготовки, и это касается не только дизайна и полиграфии. Одной из самых распространенных ошибок является полное игнорирование рекламодателем психологии потребителя, и именно поэтому рекламное послание не доходит до своего конечного адресата.
Восприятие человека имеет свою психологию. Оно избирательно по своей природе. И определяется личными (индивидуальными) факторами и факторами, относящимися к стимулам.
Внимание будет привлечено и удержано, если информация представляет интерес для потребителя с точки зрения его мотивации и потребностей. В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма – голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании или духовной близости. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снимает психологическое напряжение.
В демократическом обществе с рыночной экономикой широко применяется реклама, важное значение которой невозможно отрицать. Положительное значение рекламы заключается в том, что она является средством информации о товарах и услугах. Однако некорректное ее изготовление и применение приводит к отрицательным социальным реакциям и может иметь негативные последствия. Современная реклама воздействует на все общество, в том числе на студенческую молодежь. Между тем, научных исследований, посвященных положительным и отрицательным сторонам рекламы, в отечественной науке пока мало, что же касается воздействия рекламы на молодежь, эта проблема отечественными психологами практически не изучена. Сказанное определяет большое значение подобного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Над вопросами изучения социально-психологических аспектов перцептивного познания групп работал значительный ряд отечественных и зарубежных ученых. Исследованием закономерностей восприятия сообщений массовой коммуникации занимались такие исследователи, как Ю.Л.Шерковин, В.Ф.Петренко, Е.Е.Пронина, B.C. Собкин, Л.Г. Шмелев, В.В.Бойко, В.И. Панферов.
Теоретические проблемы исследования социальной перцепции больших социальных групп изучались в работах Е.В. Шороховой, И.Р.Сушкова, В.С.Лгеева, В.Л. Ядова, Г.Г. Дилигенского, Г.М.Андреевой, А.Р.Лурии, Б.Д. Парыгина, Б.Ф.Поршнева, Ю.Л.Шерковина, ЛЛ.Свенцицкого. Н.Н. Богомоловой, В.Ф.Петренко, О.Т.Мельниковой, B.C. Коробейников, М.Лауристина.
Проблема формирования образов рекламы и ее восприятия косвенно раскрыта в работах по социально-политической перцепции Д.В.Ольшанского, В.Ф. Петренко, Л.И. Юрьева, Д.Л. Леонтьева, Л.Н. Лебедева-Любимова, Э.Я. Баталова, Т.В. Бобрышевой, Л.Я. Гозмана, Е.Б. Шестопал, Н.П. Шелекасовой.
Цель исследования – выявить особенности восприятия рекламы студенческой молодежью.
Объект исследования – психологические аспекты восприятия рекламы.
Предмет исследования – особенности психологического восприятия рекламы студенческой молодежью.
Гипотеза исследования: студенчество, как социальная общность, характеризуется наличием групповых способов категоризации рекламы. Функционирующие в рамках студенческой аудитории особенности восприятия рекламы являются устойчивыми и могут воспроизводиться в течение длительного времени, поэтому эффективность рекламных объявлений для студентов существенно повысится, если создавать их с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Задачи:
- Проанализировать сущность восприятия как психологического феномена.
- Рассмотреть особенности восприятия рекламы.
- Провести исследование, направленное на выявление психологических аспектов восприятия рекламы студенческой молодежью.
- Выявить различия в восприятии рекламы студенческой молодежью.
В работе применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод наблюдения, лабораторный и естественный эксперимент, беседа, опрос (анкетирование, интервью), анализ продуктов деятельности, тестирование, статистические методы обработки экспериментального материала.
Полученные эмпирические данные способствуют расширению и обновлению теоретических представлений о социально-психологических аспектах восприятия массовой коммуникации.
Практическая значимость работы. Полученные в ходе проведенного исследования данные об особенностях и основных факторах, определяющих характер восприятия, могут быть использованы для увеличения эффективности коммуникации, в сфере информационной политики, сфере маркетинга, в разработке рекламной продукции и информационных кампаний, а также в преподавании спецкурсов по социальной психологии: психологии групп, социальной психологии рекламы и массовых коммуникаций.