Введение
Глава 1. Теоретико-методологический аспект исследования невербальных коммуникаций в связях с общественностью
1.1 Сущность и характеристика невербальных коммуникаций
1.2 Специфика невербальных коммуникаций в связях с общественностью
1.3 СМИ как основа невербальных коммуникаций в связях с общественностью
Глава 2. Анализ применения невербальных коммуникаций на примере Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги»
2.1 Краткая характеристика организации и невербальных коммуникаций в сфере связей с общественностью
2.2 Анализ невербальных коммуникаций в формировании имиджа Западно-Сибирской железной дороги
2.3 Совершенствование невербальных коммуникаций в сфере связей с общественностью Западно-Сибирской железной дороги
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Специфика невербальных коммуникаций в связях с общественностью
Приложение 2. Элементы невербальных коммуникаций (фирменного стиля) Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги»
Приложение 3. Анализ применения невербальных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги»
Приложение 4. Совершенствование невербальных коммуникаций
Актуальность темы исследования. Работа специалиста по связям с общественностью подразумевает использование невербальных коммуникаций ввиду того, что его профессиональная деятельность имеет в том числе и презентативную функцию. Именно PR-специалист является не только голосом, но и частью внешнего «фасада» компании. Поэтому язык тела, поза, движения (жесты), мимика, взгляд, характеристики голоса являются частью имиджа не просто отдельного человека, но и общекорпоративного имиджа. По общепринятому мнению, функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между людьми, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и другие качества.
Исследования невербальной коммуникации систематически проводятся с 50-х гг. XX в., хотя отдельные значимые для данной области работы появлялись с начала XX века. В качестве открывателей и первых исследователей невербальной коммуникации как относительно самостоятельной предметной области необходимо отметить М. Мосса, Э. Кречмера, Ф. Александра.
В новейшее время появилось большое количество работ, посвященных исследованию отдельных аспектов невербального поведения, таких, как зависимость экспрессивных особенностей от пола (И. Холл (Е. Hall)) и расы (К. Джонсон (К. Johnson)), а также популярных работ прикладного значения, в которых предпринимается попытка предложить авторские варианты кодификации жестовой системы, призванные дать читателю эффективный инструмент понимания поведения окружающих (А. Пиз (A. Pease)).
В российской науке систематическое исследование невербальной коммуникации началось во второй половине 80-е гг. XX в.: первая работа, специально посвященная невербальной коммуникации, вышла в 1986 г. (Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986). В настоящее время российские исследования невербальной коммуникации, как и западные исследования этой проблематики, развиваются относительно изолированно.
Степень разработанности проблемы. В новейшее время появилось большое количество работ, посвященных исследованию отдельных аспектов невербального поведения, таких, как зависимость экспрессивных особенностей от пола (И. Холл (Е. Hall)) и расы (К. Джонсон (К. Johnson)), а также популярных работ прикладного значения, в которых предпринимается попытка предложить авторские варианты кодификации жестовой системы, призванные дать читателю эффективный инструмент понимания поведения окружающих (А. Пиз (A. Pease)).
В российской науке систематическое исследование невербальной коммуникации началось во второй половине 80-е гг. XX в.: первая работа, специально посвященная невербальной коммуникации, вышла в 1986 г. (Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986). В настоящее время российские исследования невербальной коммуникации, как и западные исследования этой проблематики, развиваются относительно изолированно.
Среди диссертаций, защищенных в последнее время, и посвященных проблемам невербальных коммуникаций, можно указать работы Т.А. Вархотова [9], В.В. Ганиной [20], О.М. Моргун [52] О.Н. Тарасовой [70] и др. Анализ коммуникаций в связях с общественностью проведен в диссертационных работах Л.А. Агаронян [1], М.Е. Кохановой [42], М.А. Кузьменковой [48], В.В. Фалина [76], Э.Х. Янбухтина [80] и др.
Процесс коммуникации предполагает наличие определенной связи между фактами и информационными конструктами (например, политическими, научными, художественными, образовательными), что является необходимым условием для продолжения коммуникации и в полной мере относится к коммуникациям PR, формирующим свое коммуникативное пространство, включающее когнитивные, семантические, семиотические, прагматические, психолингвистические, психофизиологические составляющие. Специфика исследования невербальных коммуникаций с точки зрения языкового воздействия в рекламных и PR-текстах исследовалась Н.С. Кожиной [38], Ю.Э. Леви [49], Н.Г. Мартыненко и Е.А. Еремеевой [50], Ю.К. Пироговой [60] А.Г. Сонина [67-69] и др.
Исследование эффективности печатного текста в деятельностной психологической парадигме проведено в работе Ю.Э. Леви [49]. Объектом анализа становятся креолизованные тексты, т.е. тексты, содержащие вербальный и невербальный компоненты. Эффект воздействия таких текстов требует изучения специфики сочетания (и взаимодействия) указанных компонентов. Отмечается, что невербальные компоненты текста в виде рисунков, фотографий, логотипов и т.п. обеспечивают более быстрое и эффективное восприятие его реципиентом за счет экономии усилий. Первым привлекающим взгляд компонентом является иллюстрация, далее следует заголовок и слоган. Анализ вербальных и невербальных средств воздейственности текста рассматривается, таким образом, в связи с проблемой восприятия, понимания, запоминания и вовлечения, которые соответствуют этапам рекламной и PR-коммуникации. Экспериментально показано, что эффективность рекламного текста во многом определяется использованием приема «эффекта обманутого ожидания».
Специфике восприятия поликодовых рекламных и PR-текстов посвящены работы А.Г. Сонина [67-69], в которых также отмечается, что определяющая роль в понимании таких текстов принадлежит изобразительному ряду, а не вербальному компоненту, поскольку первый обладает большей потенциальной возможностью привлечения непроизвольного внимания реципиента, в то время как второй ориентирован на описание функциональной характеристики объекта. Экспериментальное исследование, предполагающее шкалирование текстов информантами, подтвердило предположение автора, что формирование положительного отношения реципиента к рекламируемому объекту в большей степени определяется именно изобразительным компонентом.
При этом определяющим для изобразительного компонента PR-текста становится создание у реципиента положительного отношения, а для вербального компонента – его логичность. Одной из гипотез, подвергаемых экспериментальной верификации, является предположение о существовании «между составляющими рекламы тесной смысловой связи, позволяющей реципиенту активировать одни и те же либо близкие представления в семантической памяти, что избавляет его от необходимости прибегать к дополнительным операциям по установлению связи между ними» [67].
В современной литературе существует различная типология PR-текстов. Достаточно подробную проработку PR-тексты получили в монографии А.Д. Кривоносова [45]. Монография представляет собой первое в отечественной и зарубежной науке о связях с общественностью исследование, объектом которого послужили PR-тексты. В работе изучаются феномены PR-информации и PR-коммуникаций, предпринята попытка комплексного и всестороннего анализа жанровых разновидностей PR-текстов.
Обсуждению вопросов применения невербальных коммуникаций в сфере PR был посвящен круглый стол «Невербальная коммуникация: тело в помощь?», проходивший 31 марта 2010 года. В круглом столе приняли участие руководители и специалисты PR-отделов и PR-служб [46]. Эксперты журнала «Пресс-служба» рассуждают о том, нужны ли пиарщику умения невербального общения, рассказывают, какие приемы могут пригодиться в жизни, и выясняют, на что при подготовке выступления обращать больше внимания: на информационную составляющую или на ее невербальное сопровождение. Выражение лица, эмоции, жесты успешно применяются при публичных выступлениях, в диалогах, в фотографии, в фильмах. Чтобы показать свое отношение к объекту, необязательна только устная коммуникация или текст. Невербальные коммуникации являются неотделимой частью коммуникационного процесса, которые зачастую подключаются на подсознательном уровне. Подобные коммуникации делают диалог «живей», интереснее. Люди привыкли жестикулировать, улыбаться, смеяться, плакать, изменять мимику своего лица – и от этого некуда не деться. Все это указывает на то, что человек реагирует такими действиями на событие и высказывает свое отношение к данному событию через жесты, мимику, эмоции.
И.В. Лапшина и А.В. Алексеева в статье «О вербальных и невербальных компонентах воздействия в истории развития общественных отношений» рассматривают вербальные и невербальные компоненты воздействия: тон голоса, то, что произносится, лицо, прическа, одежда, манера поведения и др. [61]. Авторами приведены яркие примеры ораторского искусства и показано, что сила произносимой речи во все времена обладала солидным потенциалом. В статье показано, что обращаясь к истории политической риторики, можно обнаружить умение талантливо использовать слово и тщательно прорабатывать речи, что без сомнения всегда являлось важными компонентами вербального воздействия. Кроме того, в работе рассмотрены невербальные компоненты воздействия, такие как: обаяние, костюм, аксессуары и т.д.
Несмотря на значительно количество работ, специфика применения невербальных коммуникаций в связях с общественностью остается неразработанной проблемой.
Цель исследования – на основе анализа, выявить особенности применении невербальных коммуникаций в связях с общественностью и сформулировать рекомендации по их применению.
Объект исследования – невербальные коммуникации.
Предмет исследования – невербальные коммуникации в связях с общественностью.
Задачи:
- Выявить сущность невербальных коммуникаций.
- Рассмотреть специфику невербальных коммуникаций в связях с общественностью.
- Проанализировать применение невербальных коммуникаций в связях с общественностью в СМИ.
- Дать характеристику связям с общественностью на примере Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».
- Провести исследование, направленное на выявление невербальных коммуникаций, используемых в Западно-Сибирской железной дороге.
- Сформулировать рекомендации по совершенствованию невербальных коммуникаций в связях с общественностью Западно-Сибирской железной дороги.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; синтез.
- Эмпирические методы: наблюдение; анализ документации; количественный и качественный анализ результатов.
Источники исследования. Печатная пресса («Комсомольская правда – Новосибирск», «Советская Сибирь», «Вечерний Новосибирск», «Молодость Сибири», «Новая Сибирь», «Континент-Сибирь», «Эпиграф»), телевидение (ГТРК Новосибирск), интернет-СМИ (Сибкрай (sibkray.ru), Сибнет (sibnet.ru), Город 54 (gorod54.ru) и Академ Инфо (academ.info)). Печатные и интернет-СМИ исследоввались при помощи метода контент-анализа, телевидение – при помощи наблюдения и контент-анализа.
Структура работы. Исследование состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обосновывается актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников рассмотрен теоретико-методологический аспект исследования невербальных коммуникаций в связях с общественностью. Во второй главе приведены результаты собственного эмпирического исследования, проведенного на материалах Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», выявлены проблемы и сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование невербальных коммуникаций в сфере связей с общественностью Западно-Сибирской железной дороги. Заключение содержит выводы по проведенному исследованию.