Введение
1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия
2. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия (на примере ООО «Анюта»)
2.1 Краткая характеристика ООО «Анюта»
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
2.3 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
В выпускной квалификационной работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль также является источником формирования различных фондов предприятия, направленных на социальное стимулирование работников, расширение производства, осуществление различных инвестиционных проектов. Поэтому изучение источников формирования прибыли предприятия, факторов, влияющих на прибыль, необходимо для обоснования дальнейших планов развития предприятия, определения его возможностей, стратегии поведения на рынке.
Однако с помощью прибыли невозможно оценить все аспекты деятельности предприятия. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей рентабельности, которые выражают экономическую зависимость и взаимосвязь ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Выпускная квалификационная работа написана на основе материалов и документов конкретного торгового предприятия ООО «Анюта», имеющего объекты розничной торговли и общественного питания.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы формирования и использования прибыли торгового предприятия: понятие и сущность прибыли и рентабельности торгового предприятия; основные направления распределения прибыли; факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия.
Во второй главе анализируется экономическое состояние ООО «Анюта», рассчитывается динамика товарооборота, издержек обращения и сумма чистой прибыли за 2002–2003 гг. Выявляются основные факторы, оказывающие влияние на изменение суммы прибыли ООО «Анюта». Также представлены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и определяющие ее эффективность значения рентабельности. Рассмотрены возможности и пути повышения прибыли и рентабельности торгового предприятия.
Далее в работу включены приложения: графики, показывающие динамику изученных показателей; диаграммы, характеризующие структуру прибыли; бухгалтерские и иные документы (баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации и др.), являющиеся информационной базой для проведения анализа.
В заключении представлены выводы по результатам анализа прибыли и рентабельности ООО «Анюта» и предложены меры по совершенствованию работы фирмы, направленные на достижение более высоких показателей прибыли и рентабельности торгового предприятия.
Данная работа написана с использованием следующего учебного материала: Бланк И.А. «Управление торговым предприятием», Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Соломатин «Экономика торгового предприятия», журналы «Экономист», «Бухгалтерский учет», «Финансы» и др.
1. Абдуллаев Н. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия. // Финансовая газета, №28, 2000.
2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998.
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник – 3-е изд. – М.: Дело, 2001.
4. Власов И. – Использование резервов предприятий по мере увеличения инвестиций и доходов работающих. // Экономист, №6, 2003 г.
5. Воробьева Е. Система мотивации – составляющая часть системы управления персоналом // АКДИ Экономика и жизнь, №9, 2001.
6. Газарин А.В. значение анализа финансового состояния предприятия. // Бухгалтерский учет, №7, 2001.
7. ГОСТ Р 51303–99. Торговля. Термины и определения.
8. ГОСТ Р 51304–99. Услуги розничной торговли. Общие требования.
9. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия. // Финансы, №7, 2001.
10. Грузинов В.П., Грибов В.Д. экономика предприятия: Учебное пособие – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.
11. Ефимова О.В. Анализ собственного капитала. // Бухгалтерский учет, №1, 1998.
12. Керимов В.Э. Управленческий учет и ценовая политика предприятия. // Финансовая газета. Региональный выпуск, №8, 1999.
13. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. Налоговый вестник, 2003.
14. Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. // Финансы, №4, 2003.
15. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая – М.: Норма – Инфра, 2003.
16. Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая – М.: Норма – Инфра, 2003.
17. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1994.
18. Парушина Н.В., Губина О.В. Аудит рентабельности коммерческого (торгового) предприятия. // Аудиторские ведомости, №7, 2001.
19. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.
20. Семенова О.П. Как оценить финансовое состояние организации и угрозу банкротства. // Налоговый вестник, №4, 2003.
21. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп./ под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2001.
22. Трофимова Л. Экономическая диагностика эффективности деятельности торговой организации. // Финансовая газета, №37, 1999.
23. Шахманов Ф.И. Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации // Финансы, №6, 2000.
24. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля – М.: Дело и Сервис, 1999.
25. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др.: Рук. авт. кол. А.И. Гребнев – М.: Экономика, 1996.
26. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001.
27. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.П. Прасолова и др. / Под. ред. проф. В.Д. Горфинкеля – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
28. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А.И. Соломатина – М.: ИНФРА-М, 2001.
29. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1997.
30. Экономика предприятия торговли и сферы услуг: Учебное пособие под ред. проф. Ю.А. Аванесова. – М.: МИПП ТОО «Люкс-арт», 1997.