ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
1.1 Сущность, виды и цель диверсификации
1.2 Формы диверсификации
1.3 Опыт диверсификации в России
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЩЕРБИНА С.П.
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ИП Щербина С.П.
2.2 Структура управления и должностные функции сотрудников торгового предприятия ИП Щербина С.П.
2.3 Анализ материально-технической базы торгового предприятия ИП Щербина С.П.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЩЕРБИНА С.П.
3.1 Перечень мероприятий диверсификации торгового предприятия ИП Щербина С.П.
3.2 Внедрение мероприятий диверсификации в деятельность торгового предприятия ИП Щербина С.П.
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЩЕРБИНА С.П.
4.1 Анализ основных экономических показателей работы торгового предприятия ИП Щербина С.П.
4.2 Технико-экономическое обоснование мероприятий диверсификации торгового предприятия ИП Щербина С.П..
ГЛАВА 5. ОХРАНА ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ИП ЩЕРБИНА С.П.
5.1 Общая характеристика и анализ мероприятий по охране труда на предприятии торговли ИП Щербина С.П.
5.2 Организация безопасности жизнедеятельности сотрудников в торговом предприятии ИП Щербина С.П.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На протяжении многих лет «диверсификация» оставалась лишь модным термином в череде других, не менее эффектных терминов. На современном этапе кризисного периода в отечественной и мировой экономике это осознанная стратегия, причем не только для крупных предприятий, но и для многих малых региональных предприятий торговли[2,4].
Основная задача экономики страны на существующем этапе ее реформирования, основывается в устранении сдерживающих факторов экономического развития с переводом ее на качественно новый уровень экономического роста. Существующая стадия развития рыночных отношений требует от торговых организаций изменения характера взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Что связано с изменениями в структуре клиентов, потерей крупных потребителей в начале периода рыночных трансформации[3].
Практика торговых предприятия указывает на то, что торговые структуры не имеют возможности обеспечить увеличение своей конкурентоспособности. Выполняя только свойственные им функции торговли, заставляет их диверсифицировать свою деятельность. С целью расширения ассортиментной структуры поставок и каналов складского обеспечения, хозяйствующих субъектов-потребителей, с одновременным развитием сопроводительного движения товарных услуг. Направлено на укрепление занимаемых посредниками позиций на товарных рынках за счет рационализации оборота продукции, формирования экономически выгодных связей с партнерами по хозяйственному обороту[1,5].
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что для торговых предприятий стратегия диверсификации в основном предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением широкого рынка сбыта. Обеспечивая получение прибыли и дальнейшую стабильность работы в будущем, однако продолжительность финансового результата от внедрения такого управленческого решения определяет, и увеличение рискованности и требует значительных затрат.
Основной целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий диверсификации направленных на экономическое развитие торгового предприятия ИП Щербина С.П.
На начальном этапе написания работы были поставлены цели:
- рассмотреть теоретические основы экономической сущности и рыночной особенности диверсификации
- ознакомится с основными видами и формами диверсификации;
- разработать проект мероприятий диверсификации, способствующих увеличению объемов продаж в торговом предприятии по продаже продуктов питания ИП Щербина С.П..
За период написания работы были решены следующие задачи:
- оценить экономическую эффективность проекта, для чего рассчитать затраты на реализацию предложенных мероприятий;
- спрогнозировать объемы доходов, которые сможет дополнительно получить торговое предприятие ИП Щербина С.П. от данного проекта;
- рассчитать показатели экономической эффективности проекта предложенного ИП Щербину С.П.
Объектом выпускной квалификационной работы является торговое предприятие ИП Щербина С.П., которое находится по адресу город Волгоград, ул. Советская, 17.
Практическая значимость данной работы и разработанного проекта заключается в возможности использования в торгово-хозяйственной деятельности ИП Щербина С.П..
Информационной базой данной работы являются учебная литература, научно-популярные статьи в специализированных изданиях, нормативно-техническая документация, документация торгового предприятия ИП Щербина С.П.
Работа состоит из введения, теоретической части, аналитической части, проектной части, экономической части, охраны труда и безопасности жизнедеятельности, заключения, а также списка использованных источников при выполнении данного дипломного проекта
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
1.1 Сущность, виды и цель диверсификации
Понятие «диверсификация» означает изменение, разнообразие. Сущность диверсификации состоит в том, что фирма или предприятие сильно расширяет профиль своей деятельности по принципу замыкания в единое целое комплекса всех связанных с данным товаром работ. В основном все фирмы начинает работу по какому-нибудь направлению и на первоначальных основах не затрагивают новые горизонты современного рынка сбыта. Как правило, основная часть бизнесменов в начале карьеры стеснена в свободном капитале. Даже самые раскрученные на сегодня торговые марки выпускали очень ограниченный ассортимент товаров[10].
Фирма на начальном этапе развития избегает рискованных случаев. И только встав на ноги найдя постоянных и надежных партнеров, расширяет ассортиментный ряд, начинается первый шаг к диверсификации. При этом фирма имеет замечательный шанс, распорядится имеющимися ресурсами в те структуры бизнеса, где есть большие предпосылки для увеличения прибыли.
Диверсификация зародилась на этапе рассвета промышленного производства в XIX-XX вв., но имела случайный характер. Рассвет диверсификации пришелся, на 1960- 1970-х годы, после сменилась убежденностью в необходимости упора усилий на ведущие отрасли предприятия[7,9].
В 20 веке интерес возрос. Появилось большое количество новых отраслей и рынков сбыта. Диверсификация помогла компенсировать неудачи на одном сегменте большой прибылью в других отраслях. Диверсифицированные предприятия оказались более устойчивы в конкурентной борьбе по сравнению со специализированными компаниями. Диверсификации побуждают компании увеличивать сферы работы, благодаря чему фирма имеет множество преимуществ, одним из которых является феномен разнообразия. Он состоит в том, что изготовление различных видов продукции на одном большом предприятии более экономически выгодно, чем выработка той же продукции на маленьких специализированных предприятиях. Несмотря на то, что фирма не будет лидировать на своем рынке, она может достигнуть большой эффективности, за счет широты ассортимента товаров и, снижения издержек производства. Однако, до тех пор, пока фирма может получить прибыль, работая в одной отрасли, необходимости осуществлять, диверсификацию нет. Но, как только начинает сокращаться потенциал роста, нужно расширять рынки сбыта, либо осуществлять диверсификацию[6,8].
Все фирмы имеют индивидуальные причины, направившие ее к осуществлению диверсификации. Но все они основываются на увеличении эффективности деятельности предприятия, как в современный момент, так и в будущем. Важнейшей причиной, ведущей фирму к диверсификации, может являться противодействие неопределенностям сегмента бизнеса, приводящим к отрицательному воздействию.
Диверсификация это инструмент для избегания риска. Потери, связанные с одним видом товара, компенсируются за счет прибыли от продукции совершенного другого типа. К иной причине диверсификации приводят стабильность – возможность сбалансирования применения ресурсов в производстве. В качестве иных оснований для диверсификации можно отметить невозможность достижения поставленных целей в рамках существующего производства; привыкание к новой структуре спроса; получение большей прибыли, чем при обычном расширении сферы деятельности. Эти причины оказывают существенное влияние, либо, напротив, более слабое, что может привести к другому итогу.
Несвязанный вид диверсификации – это использование существующих средств и капитала для освоения совершенно нового отраслевого направления, которое не связано с прошлой деятельностью. Отсутствие устоявшихся или ранее подготовленных связей зон хозяйствования. Основным достоинством несвязанного вида является приобретенная в результате успешных действий гибкость всей компании в целом. Освоение смежных или же вовсе отдельных отраслей позволяет найти методы снижения рисков, связанные с уменьшением прибыльности одного из них[50].
В основе связанной диверсификации лежит принцип расширения и распространение возможностей предприятия. Главное целью указывается приобретение ярко выраженного эффекта синергизма, при котором результат усилий значительно превышает отдельные выгоды от каждой задействованной отрасли или вида деятельности предприятия[43,21].
Существует вертикальная и горизонтальная диверсификация, относящиеся к связанному виду и определяющие направление выбора перспектив в становлении предприятия как составного производства.
Принцип вертикальной (центрированной) диверсификации производства ориентирован на расширение ассортимента выпускаемой продукции при условии использования существующей материальной базы. Сохранение ресурсной базы, а также административного аппарата, практически без изменений, основные изменения припадают на расширение рынка сбыта с охватом ранее не задействованных ячеек потребителей[25].
Горизонтальный вид характеризуется выбором сопутствующих товаров к ранее выпускаемой продукции в качестве стратеги расширения. Это влечет за собой необходимость расширения хозяйственной части для возможности выпуска отличного от существующей вида продукции, который выделяется технологией производства, но дополняет смысловую нагрузку ассортимента. Стратегия горизонтальной диверсификации подразумевает, что рынок сбыта при этом остается прежним.
Наиболее распространенным методом развития компаний является смешанная диверсификация. Смешенная диверсификация заключается в наполнение портфеля предприятия большим количеством стратегических зон хозяйствования, относящихся и к связанному, и к несвязанному виду. Отличительной чертой смешанной диверсификации является разделение производственных и административных ресурсов между группой несвязанных направлений, каждое из которых развивается по принципам связанной диверсификации.
Ориентир на подходящую модель осуществляется исключительно с учетом достижения максимальной суммарной эффективности всего портфеля компании с учетом взаимодействия всех ответвлений деятельности.
Индивидуальным и разработанным специалистами случаем смешанной диверсификации считается объединение компаний с различными стратегическими зонами хозяйствования с целью выработки метода для дальнейшего совместного развития именно в ключе обобщенного улучшения.
Имеется много целей, которые наиболее часто являются причинами для расширения масштабов деятельности[29].
Предпосылками могут являться неравномерное развитие отраслей экономики (закон неравномерного экономического развития), закон падения нормы прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли к понижению), развитие научно-технического прогресса[31].
Мотивы могут являться технико-технологическим. У руководства компании имеется желание полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал. Альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологий. Незанятость и неполное использование ресурсов.
Ведущими являются экономические мотивы. В торговых предприятиях намечается перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и намечается поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков, извлечение синергического эффекта. Экономия на масштабах деятельности. Экономическая ограниченность ресурсов[38].
Финансовые мотивы затрагивают распределение рынков между большим объемом производства. Залогом каждого предприятия является финансовая стабильность.
Социальные мотивы регламентируются политикой государства и заключаются сохранение рабочих кадров. Создание новых рабочих мест. Удовлетворение иных потребностей. Инновационная политика менеджеров.
Стратегические мотивы заключаются в приспособление к конъюнктуре рынка. Противодействия колебаниям конъюнктуры. Страхование будущего предприятия. Антимонопольное законодательство. Слияния и поглощения. Государственный заказ[49].
Диверсификации по мнению многих бизнесменов это экономическая стабильность и финансовая устойчивость; прибыль; конкурентоспособность[39].
В экономике рассматривают три типа диверсификационных возможностей: каждый продукт, предлагаемый фирмой, должен состоять из функциональных компонентов, частей и основных материалов, которые впоследствии будут составлять единое целое. Обычно в интересах производителя покупают большую долю этих материалов у внешних поставщиков[32].
Одним из хорошо известных путей диверсификации является вертикальная диверсификация, она характеризуется расширением и разветвлением компонентов, частей и материалов.
1.2 Формы диверсификации
Изменения на современном кризисном этапе экономических, социальных и научно-технических условий работы предприятий пересматривают подходы к развитию процессов диверсификации[22].
Фирмы, работающие в мире конкурентного бизнеса в растущем окружении, обязаны постоянно находится в стадии роста, чтобы быть востребованными и успешными[27].
Торговое предприятие, которое развивается, проще переносит проблемы текущего времени, чем стабильное. Доходы растущей компании обеспечивают комплекс ресурсов, который может быть использован для решения проблем или стратегического маневра. Оно будет более привлекательным как для наемников, так и для инвесторов.
Концентрация - это объективный процесс развития, который сопровождается увеличением объемов выпуска продукции, реализации товаров и услуг, объемов капитала, труда и других факторов производства, субъектов хозяйствования, что дает им определенные конкурентные преимущества [1].
Есть два средства и, соответственно, две базовые стратегии роста: концентрация на основе специализации в одной сфере деятельности и диверсификации в другие отрасли[20].
Специализация, как средство концентрации, базируется на однородности производства продукции, оказания услуг, имеет значительные ограничения, особенно в сферах деятельности, которые в значительной степени зависят от конъюнктуры рынков. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала самой распространенной формой концентрации в торговой отрасли[6,46].
Формы диверсификации производства могут носить оборонительный или наступательный характер. Первой формой является так называемая «экспансия», которая ориентирована на быстрый захват новых рынков. Ее суть состоит в поглощении одного предприятия другим. Такое часто случается, когда крупный концерн хочет выйти на определенный рынок, но при этом не желает ждать, пока будет налажено собственное производство. Тогда он просто выкупает контрольный пакет акций предприятия, которое уже находится на целевом рынке[35].
По такому принципу часто действуют крупные холдинги, которые стремятся иметь в своем составе набор предприятий для полного цикла производства той или иной продукции. Вторая форма называется «замена» и является оборонительной стратегией. Она подразумевает, что компания
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 2015.
2. Агеев А.Б., Агеев Ю.Б. Экономический словарь (для бухгалтера, аудитора, директора). – М.: Бератор 2014.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2013.
4. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.- Москва, 2012.
5. Аппараты для вакуумной чистки лица // www.bodyline.ru
6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2016.
7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. -3-е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2012. -528 с.
8. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА- М, 2016.
9. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2010.
10. Бизнес-планирование: Учебник/ Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2016.
11. Бланк И. А. Управление формированием капитала.- К.: «Ника-Центр», 2014. – 512 с.
12. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-Х т./ Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2016 г. Т.1. - 497 с.
13. Бугаков В. П. Особенности маркетинга услуг.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. -№ 2. С. 106-111
14. Буров В.П. Бизнес-план фирмы. М.: ЭКМОС, 2014.
15. Валиев Ш.З., Курманова Л.Р. Механизм функционирования рынка услуг // Экономика и управление № 2, 2010 г., С.90-94.
16. Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш неповторимый стиль. — М.: Кристина и К, 2014.
17. Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Упреждающее управление на основе информационных технологий: Учеб. пособие // Под ред. д-ра экон. наук Э.Н. Кузьбожев; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2016. – 152с.
18. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., МГУ, 2014.
19. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: 2010.
20. Волков О.И. Экономика предприятия. М.: Экономика, 2016.
21. Гадушаури Г.В., Литван Б.Г. Управление современным предприятием. М.: ЭКМОС, 2015.
22. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: учебник для экономических ВУЗов. / В.П. Грузинов, К.К. Максимов, И.Т. Эриашвили. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2010.
23. Гусев А.В., Глебова О.П., Сычева И.В. Принципы и методы моделирования безубыточности деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ - 2010. - №2 - с.19 – 22.
24. Демина И.Н. Средства массовой информации в развитии сферы услуг // Вестник ИНЖЭКОНА, 2010г., Вып.2(7), С.173.
25. Ерохина С.В. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса. М.: ИНФРА – М, 2015.
26. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2014.
27. Ефимова О. В. Анализ собственного капитала// Бухгалтерский учёт. – 2014. - № 1.- с. 95-101.
28. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. – М.: Финпресс, 2015.
29. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организации: Учебное пособие.- М.: МГУ, 2014.
30. Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг // РЭЖ. – 2014. - №12. – C. 50 – 55.
31. Зайнашева З.Г. Роль сервисных услуг в формировании жизнеобеспечения населения // Экономика и управление № 2, 2010г., С.55-59.
32. Каратуев А. Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2016.- 496 с.
33. Кириллов Л. Внимание к управлению муниципальной собственностью // Проблемы теории и практики управления, 2010г., №4, С.70.
34. Ковалёв В. В. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2015.- 160 с.
35. Ковалёв В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финасны и статистика, 2014.
36. Ковалёв В.В. Финансовый управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2015.
37. Козлова О.И. и др. Оценка кредитоспособности предприятия. М.: АО «АРГО», 2014.
38. Лобанов Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 14. –М.: “ИНФРА-М”, 2014. -280с.
39. Макаров В. Социальные услуги – сегмент рынка //Проблемы теории и практики, 2010г., № 3, С.12.
40. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М., 2014.
41. Мовилло В. Прочные сети запада //Hair’s Profi. 2010. №3. С. 152 – 167.
42. Муромкина И. И. Использование методов маркетинговых исследований на рынке потребительских товаров: Учебное пособие. Н. Новгород: НКИ, 2014.
43. Негавшев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. М.: Высшая школа, 1997.
44. Парамонов А. В. Учёт и анализ предпринимательского капитала// Аудит и финансовый анализ. – 2016 - № 1.- с. 25 – 72.
45. Паркинсон С. Н. Как преуспеть в бизнесе. - Тула, 2014.
46. Парушина Н. В. Анализ собственного и привлечённого капитала// Бухгалтерский учёт. – 2012. - № 3.- с. 72 – 78.
47. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг.- СПб.: Питер, 2014.
48. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник.- М.: Инфра–М, 2014.
49. Потапов А.Л. Применение имитационной компьютерной модели для определения оптимальной структуры долгосрочного капитала фирмы// Финансовый менеджмент. – 2012. -№1. –с. 35-43.
50. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Морозовой Т.г. и Пикулькина А.В. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014.