ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие мотивации к учению в научной литературе
1.2 Основные формы и методы мотивации к учению у младших школьников
1.3 Деятельность учителя по формированию мотивации к учению у младших школьников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика сформированности мотивации к обучению у школьников
2.2 Методические рекомендации к формированию мотивации учения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью факторов и особенностей мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Проблема мотивация учения в младшем школьном возрасте - одна из фундаментальных в психологии, ведь ее следствие есть эффективное познание содержания образовательной деятельности, удовлетворенность процессом обучения, вовлечение в образовательный процесс, а в конечном итоге - качество полученных знаний. В настоящее время мотивация как психологический феномен истолковывается по-разному. В одном случае - как комплекс факторов, помогающих и регулирующих, то есть определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, стимулирующее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация учения в младшем школьном возрасте анализируется как процесс действия мотива и как механизм, определяющий появление, направление и способы реализации конкретных форм образовательной деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Тем не менее, недостаточность исследований по мотивации обучения у современных младших школьников обусловила выбор темы работы.
Вышесказанное обусловливает необходимость проведения настоящего исследования, объектом которого выступает мотивационная сфера младшего школьника.
Предметом исследования являются особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Цель: теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- на основе теоретического анализа психологической литературы раскрыть понятие мотивации к учению в научной литературе;
- охарактеризовать основные формы и методы мотивации к учению у младших школьников;
- обосновать деятельность учителя по формированию мотивации к учению у младших школьников;
- провести эмпирическое исследование мотивации учения в младших школьников;
- провести анализ полученных данных и осуществить их интерпретацию.
Теоретическо-методологической основой явились исследования в отечественной и зарубежной психологии:
- мотивов как источников активности человека, особенностей проявления отдельных мотивов внутри мотивационных комплексов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, С.Л, Рубинштейн, Г.И. Щукина, А. Маслоу, X. Хекхаузен );
- мотивов в контексте процесса обучения (Э.Ф. Зеер, А.И. Зелинченко, Е.А. Климов, С.М. Павлютенков, О.Ф. Потемкин, Н.С. Пряжников, И.П. Смирнова, А.Г. Шмелев и др.).
Гипотеза исследования: целенаправленная коррекционная деятельность способствует росту мотивации у младших школьников.
Методы и методики исследования
- теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, сравнение и сопоставление существующих точек зрения, классификация и схематизация полученных результатов;
- эмпирические методы - наблюдение, опрос, статистическая обработка данных.
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html, свободный. –Загл. с экрана.
2. Андреева Н. В. Практико-ориентированное обучение в процессе профессионального самоопределения // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 12. – С. 84-86.
3. Афонин Ю.А. Проблемы мотивации учащихся в процессе обучения / Ю. А. Афонин, Р. Р. Сагдеев // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. – 2017. – № 7(93). – С. 10-15.
4. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – М.: Академия, 2016. – 192 с.
5. Вачков И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. – СПб.: Питер, 2016. – 128 с.
6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – М. : МГУ, 2017. – 288 с.
7. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии : дис. … докт. психол. наук. – М., 2016. – 394 с.
8. Врублоевская М. М. Образовательная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. – Магнитогорск: МАГУ, 2016. – 80 с.
9. Гамезо М. В. и др. Общая психология / Под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2017. – 352 с.
10. Гриншпун С.С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе / С.С. Гришпун // Школа и производство. – 2014. – № 6. – С. 11-12.
11. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 264 с.
12. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие; М.: Инфра-М; Издание 2-е, перераб. и доп. – 2012. – 464 с.
13. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 640 с.
14. Жумалиева Ж. М. Проявление мотивационных факторов в старшем школьном возрасте в выборе профессии // Инновационная наука. – 2016. – № 4-5 (16). – С. 96-99.
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 512 с.
16. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 456 с.
17. Климов Е.А. Психология мотивации в образовательном процессе: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
18. Левицкая Н. А. Субъективные детерминанты образовательной направленности личности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – 2014. – № 3-4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nauteh-joumal.ru/index.php/ru/--gn14- 03/1142-a (дата обращения 15.04.18).
19. Леонтьев A. A. Психология общения. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2010. – 368 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 352 с.
21. Лукашевич Н. П. Психология труда: Учеб. пособие / Н.П. Лукашевич, И.В. Сингаевская, Е.И. Бондарчук. – 3-е изд., доп. и перераб. – К.: МАУП, 2010. – 112 с.
22. Лукьянова М.В. Учебная мотивация как показатель качества образования // Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/83905024/?*=6HVXu87YkMaW2LiQg01C%
23. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. – 592 с.
24. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 2016. – 546 с.
25. Маслоу А.Г. Мотивация и личность Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. – СПб.: Евразия, 2016. – 478 с.
26. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым // http://psylab.info
27. Мотивация и стимулирование трудовой и учебной деятельности. – М.: Проспект, 2016. – 534 с.
28. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего; Смысл. – Москва, 2013. – 608 c.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2016. – 460 с.
30. Панчук Е.Ю. К проблеме мотивации обучения в выпускных классах // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2017. – Т. 20. – С. 44-53.
31. Петрушихина Е.Б. Личностные черты как фактор мотивации обучения в школе [Электронный ресурс] // Современные технологии образования – 2013. – № 09 (33). – Режим доступа: http://sovman.ru/an-numbers/archive- 2013/september2013/item/191-06-33.html (дата обращения – 12.04.2018).
32. Пономарев И.П. Мотивация обучения в школе / И.П. Пономарев. – М. : УРСС, 2014. – 224 с.
33. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
34. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2010. – 480 с.
35. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2012. – 656 с.
36. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 368 с.
37. Солнцева Н. В. Динамика изменений мотивационной структуры старшего школьника в процессе профессионализации: монография. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 144 с.
38. Сурков С.А. Закономерности мотивации учащихся / С. А. Сурков // Упр. персоналом. – 2017. – № 7. – С. 17-21.
39. Фомина Н.В. Особенности содержательной мотивации старшеклассника и студента колледжа на разных этапах профессионализации. // Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект / под ред. Т.Н. Князевой. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – С. 153-169
40. Фомина Н.В. Переживание мотивации в структуре профессионального самосознания // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. Вып. №3/1 (59) – 2017. – Журнал для практических психологов и эргономистов. – С. 100.
41. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – 2-е издание. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
42. Хилько М. Е Возрастная психология. Курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2012. – 145 с.
43. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с.
44. Эммонс Роберт Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – М.: Смысл, 2014. – 416 c.