СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Игра как фактор обучения и развития личности дошкольника 7
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста 7
1.2 Значение игры для дошкольников 10
2. Опытно-экспериментальное исследование по влиянию игры на развитие детей раннего возраста 18
2.1 Изучение уровня сформированной игровой деятельности ребенка (Констатирующий эксперимент) 18
2.2 Формирующий этап эксперимента 20
2.3 Контрольный этап эксперимента 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Актуальность темы в том, что детская игра, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов социализации ребенка. В процессе игровой деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает этот опыт, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя таким образом потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним. Зафиксированный в игрушке общественный опыт, присваивается ребенком и становится, пусть и в редуцированном виде, его личным опытом, определяя тем самым его дальнейшее социальное развитие.
Однако социально-педагогический потенциал игры не реализуется автоматически, игровая деятельность детей, как показывает практика, носит во многом стихийный характер. Поэтому формирование социального опыта ребенка и качественная характеристика этого опыта зависят не только от оказавшихся в его распоряжении игрушек (что бесспорно имеет большое значение), но и от способности взрослых направлять его игровую деятельность, усиливая ее воспитательный эффект.
Последнее входит в число профессиональных обязанностей специалистов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), организующих игровую деятельность воспитанников в целях их разностороннего развития. Но если развитие с помощью игровых средств интеллектуальных, творческих, физических качеств детей в условиях детского сада действительно осуществляется целенаправленно, последовательно, хорошо обеспечено методически, если в этой области накоплен значительный позитивный опыт, то к использованию игрушки в качестве средства социального воспитания детей специалисты ДОУ в сложившейся социокультурной ситуации оказались не вполне готовы.
Важным условием реализации социально-педагогических возможностей детской игры является хорошая ориентация в современном игровом материале, который в отличие от достаточно стабильного набора традиционных игрушек имеет тенденцию к непрерывному и стремительному расширению, обновлению, технологическому совершенствованию.
В дошкольных образовательных учреждениях воспитательная работа, как правило, ограничивается содержанием имеющихся в них игротек. Что же касается наполнения игрового пространства социума, в котором реально существует ребенок, то оно обычно в расчет не берется, если не сказать, игнорируется, хотя последствия его влияния (нередко негативного) отмечают сами воспитатели. Одна из причин сложившегося положения заключается, на наш взгляд, в том, что специалисты ДОУ, которое является важным институтом социального воспитания, не в полной мере осознают роль игрушки как фактора социализации и ее возможности как средства формирования социального опыта ребенка. В особенности сказанное актуально в отношении современных игрушек, социализирующее влияние которых нуждается в педагогическом опосредовании.
Эффективное практическое решение обозначенных вопросов нуждается в теоретическом подкреплении. Педагогическую науку характеризует давний и серьезный интерес к проблеме использования детской игрушки в воспитании и развитии ребенка.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Безрукова В.С., Бордовская Н.В., Бороздина Г.В., Воронов В.В., Вульфов Б.З., Голованова Н.Ф. и др.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста с игрушкой.
Предмет исследования: игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Целью данной работы является изучение роли детской игрушки в развитии и воспитании ребенка-дошкольника, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть общую характеристику дошкольного возраста;
- Определить значение игры для дошкольников;
- Провести опытно-экспериментальное исследование по влиянию игрушек на развитие детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: я считаю, что развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста зависит от грамотно подобранного игрового материала.
Методологическую функцию в исследовании осуществляли системный, личностно-деятельностный и социально-педагогический подходы.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.