ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основы педагогического моделирования развития речи в детском саду
1.1. Сущность педагогического моделирования
1.2. Педагогическое моделирование развития речи в детском саду
1.3. Педагогическое моделирование развития речи дошкольников при решении задач ФГОС дошкольного образования
Глава 2. Работа по педагогическому моделированию развития речи дошкольников в деятельности старшего воспитателя
2.1. Анализ состояния работы педагогов в детском саду по развитию речи дошкольников
2.2. Организация системы методической работы в детском саду
2.3. Анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ускоренное экономическое и политическое развитие современной России во многом определяет динамический характер изменений, происходящих в гражданском обществе. Новое общество предъявляет в свою очередь и новые требования к педагогу, который, чтобы быть актуальным и востребованным в профессии, нуждается в постоянном улучшении собственной педагогической системы, поиске новых путей профессионального самосовершенствования. Однако практика показала, что механическое заимствование основных приемов и способов той или иной педагогической технологии отнюдь не гарантирует успех и положительные результаты. Очевидно, что для успешного внедрения любого нововведения в преподавательскую деятельность необходим последовательный алгоритм его реализации, оснащенный теоретической базой и апробированный в экспериментальных условиях.
Метод моделирования, как метод научного познания, объединяющий в себе теоретическое и эмпирическое знание, индукцию и дедукцию, является универсальным средством для решения данной проблемы. Он подробно представлен в работах отечественных и зарубежных педагогов и методистов.
Применение метода моделирования в практической педагогике обусловлено также многообразием его гносеологических функций, что позволяет изучать педагогические явления и процессы на социальном объекте – модели, через которую легче всего обеспечивается взаимосвязь между элементами и подсистемами исследуемой системы. Создание модели позволяет синтезировать имеющиеся знания в единую взаимообусловленную структуру и объединить образовательные задачи, стоящие перед педагогом-практиком, методы их решения в виде сбалансированной системы последовательно встроенных в образовательный процесс форм и методов обучения и прогнозируемые результаты, к которым должен стремиться педагог.
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством В.В. Давыдова [8], Е.А. Лодатко [19], Г.А. Репиной [25] и др. Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы – развитие речи дошкольников с использованием педагогического моделирования.
Цель работы – провести исследование, направленное на изучение работы по педагогическому моделированию развития речи дошкольников в деятельности старшего воспитателя.
Объект исследования – педагогическое моделирование развития речи в детском саду.
Предмет исследования – работа по педагогическому моделированию развития речи дошкольников в деятельности старшего воспитателя.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие речи у детей дошкольного возраста будет эффективным, если определены теоретические основы использования моделирования в работе по развитию связной речи, являющиеся основополагающими при разработке педагогической технологии.
Задачи:
1. Изучить сущность педагогического моделирования развития речи в детском саду.
2. Проанализировать педагогическое моделирование развития речи дошкольников при решении задач ФГОС дошкольного образования.
3. Провести исследование состояния работы педагогов в детском саду по развитию речи дошкольников.
4. Выявить эффективность работы.
Методы исследования: 1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение; 2) эмпирические методы: тестирование; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
1. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273 (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003
3. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие / В.П. Бедерханова. – Краснодар, 2000. – 54 с.
4. Бережнова О.В. Моделирование содержания педагогического процесса ДО в соответствии с ФГОС / О.В. Бережнова // Школа управления образовательным учреждением. – 2014. – № 05 (35). – С. 37-40.
5. Бешенков С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С.А. Бешенков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с.
6. Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев // Издательский дом «Образование и наука». – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm.
7. Гринкруг Л.С. О моделировании механизма развития педагогических объектов / Л.С. Гринкруг, Б.Е. Фишман // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2010. – № 4. – С. 95-101.
8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 554 с.
9. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: монография / А. Н. Дахин. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 230 с.
10. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. – 2003. – № 4. – C. 21–26.
11. Дементьева И.В. Возможности перспективы педагогического моделирования как одного из направлений современного педагогического поиска / И.В. Дементьева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2013. – № 4 (36). – С. 165-169.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 477 с.
13. Зязин А.О. Исходные представления о предмете педагогического конструирования / А.О. Зязин [Электронный ресурс]. URL: http://ntp.ed.gov.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_2/p_zazin.html (дата обращения: 28.02. 2015).
14. Кагарманова Г.Г. К вопросу о моделировании педагогической деятельности / Г.Г. Кагарманова // Путь науки. – 2014. – № 6. – С. 100-102.
15. Камалеева А.Р. Теоретические основы моделирования педагогических систем / А.Р. Камалеева, Э.Ф. Нургазизова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 114-127.
16. Кащеева А.В. Перспективы использования метода моделирования в педагогической системе / А.В. Кащеева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 5 (49). – С. 130-135.
17. Кожевникова М.Н. О подходах к моделированию педагогического образования / М.Н. Кожевникова // Человек и образование. – 2013. – № 4 (37). – С. 50-53.
18. Курейчик В.М. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем / В.М. Курейчик, В.И. Писаренко // Открытое образование. – 2013. – № 6. – С. 16-23.
19. Лодатко Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов: монография / Е. А. Лодатко. – Славянск: СГПУ, 2010. – 148 с.
20. Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2010. – 207 с.
21. Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста: Из опыта работы Натальи Александровны Филатовой, воспитателя МДОУ «Детский сад №5 п. Смидович». – Биробиджан: ОблИУУ, 2008. – 44 с.
22. Монахов В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. – 2001. – № 5. – С. 75–89.
23. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
24. Пономаренко Е.В. К вопросу о моделировании воспитательных и педагогических систем / Е.В. Пономаренко // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 8. – С. 191-198.
25. Репина Г.А. Педагогические основы моделирования в работе с детьми 6-7 лет / Г.А. Репина // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 12. – С. 38-42.
26. Саранов А. М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. / А. М. Саранов. – Волгоград: Перемена, 2000. – 259 с.
27. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса / А.В. Цыганов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2010. – № 136. – С. 136-143.
28. Шимко З.И. Метод моделирования в современной педагогической науке и образовательной практике / З.И. Шимко // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2006. – № 2. – С. 152-157.
29. Штофф В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. – М.: Наука, 2006. – 301 с.
30. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 2001. – 366 с.