Введение
Глава 1. Становление школьного исторического образования в первые годы Советской власти
1.1 Понятие и специфика школьного исторического образования
1.2 Особенности перестройки школьного исторического образования после Октябрьской революции (1917-1921 гг.)
1.3 Особенности школьного исторического образования в СССР (1921-1934 гг.)
Глава 2. Развитие школьного исторического образования в СССР (1934 – конец 80 гг)
2.1 Процесс восстановления истории как самостоятельного учебного предмета в общеобразовательной школе (1934-1941 гг.)
2.2 Изучение истории в школах страны в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы
2.3 Совершенствование школьного исторического образования в конце 50-х – конце 80-х гг.
Заключение
Список литературы
Актуальность рассмотрения особенностей развития школьного исторического образования в Советской России и СССР обусловлена той ситуацией, которая сегодня сложилась в России как в сфере школьного образования в целом, так и собственно в сфере школьного исторического образования.
В частности, происходящие сегодня в обществе социально-экономические, политические, идеологические изменения предъявляют к современной школе совершенно новые требования, ставят перед ней новые задачи. Школы должна сегодня готовить выпускника к той реальной жизни, к тем объективным условиям, в которые он попадет по окончании школы. Кроме того, на школу возлагается задача формирования мировоззрения школьника, его ценностных ориентаций и отношений, нравственных качеств и приоритетов. В ходе решении данных задач важное место занимает школьное историческое образование, которое, собственно, и позволяет транслировать социально значимые ценности и ориентиры.
При этом, ввиду весьма быстрых и заметных изменений в различных областях жизни общества, требуется пересмотр самого школьного исторического образования. Такой пересмотр должен учитывать как требования современности, так и опыт прошлого, в частности, опыт развития школьного исторического образования в Советской России и СССР.
Объект: школьное историческое образование.
Предмет: особенности развития школьного исторического образования в советской России и СССР (1917-1980 гг).
Цель: рассмотреть особенности развития школьного исторического образования в советской России и СССР (1917-1980 гг).
Задачи:
1. охарактеризовать понятие и специфику школьного исторического образования;
2. рассмотреть особенности перестройки школьного исторического образования после Октябрьской революции (1917-1921 гг.);
3. охарактеризовать особенности школьного исторического образования в СССР (1921-1934 гг.);
4. рассмотреть процесс восстановления истории как самостоятельного учебного предмета в общеобразовательной школе (1934-1941 гг.);
5. рассмотреть изучение истории в школах страны в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы;
6. охарактеризовать совершенствование школьного исторического образования в конце 50-х – конце 80-х гг.
В данной работе был использован в качестве основного метод анализа справочной, исторической и методической литературы.
Структура работы представлена введением, двумя главами и заключением. В первой главе освещены вопросы становления школьного исторического образования в первые годы советской власти (с 1917 г до 1934 г), во второй главе охарактеризовано развитие школьного исторического образования в период с 1934 года по конец 1980 гг.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и специфика школьного исторического образования
Прежде, чем приступить к характеристике особенностей развития школьного исторического образования в период с 1917 по конец 80-х гг в России, рассмотрим собственно понятие и особенности школьного исторического образования.
Так. Е.Е.Вяземский указывает, что школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему, включающую ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности и др.
Значимость школьного исторического образования сложно переоценить. Оно позволяет обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие российской культуры и культуры народов России, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, наконец, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, что сегодня столь актуально.
Систему школьного исторического образования можно представить как сочетание трех подсистем, для каждой из которых характерны свои приоритетные цели и задачи:
1. Первый уровень – предметный (история как школьный учебный предмет), представляет собой «ядро» системы школьного исторического образования, его дидактико-методическую подсистему.
2. Второй уровень – институционально-образовательная среда исторического образования, динамичная подсистема, определяющая взаимосвязи и взаимовлияния на систему школьного исторического образования «внутренних» по отношению к системе образования факторов.
3. Третий уровень – «внешняя» по отношению к историческому образованию среда, подсистема условий и факторов внешнего образовательного контекста, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. Данная подсистема определяет воздействия на систему исторического образования внешних факторов, которые по своему характеру подразделяются на факторы российские и международные.
В структурно-содержательном плане система школьного исторического образования включает в себя следующие компоненты:
1. Аллабердина Г.И. Становление и развитие школьного исторического образования в СССР и Российской Федерации: Дис. ... канд. ист. наук / Г.И. Аллабердина. – Уфа, 2003. – С.8
2. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю., и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова и др. – М., 1997. – 200 с.
3. Вяземский Е.Е. Становление и развитие системы школьного исторического образования в современной России : Дис. ... д-ра пед. наук / Е.Е.Вяземский. – М, 2004. – 445 с.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2003. – 382 с.
5. Гольденберг М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся// Преподавание истории в школе / М.Л. Гольденберг. – М, 2002. – №7.
6. Динерштеин Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе / Е.Е. Динерштеин // Преподавание истории в школе. – 2002. –№ 8.
7. Дубровский А.М. От проблем исторического образования к новому облику исторической науки / А.М. Дубровский // Открытый текст. Электронное периодическое издание http://www.opentextnn.ru/history/historiografy/?id=2991
8. Калуцкая Е.К. Методика преподавания истории в 1920-е гг.: осмысление опыта прошлого в новых условиях / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. – М., 2008. – №3.
9. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР / А.Г. Колосков // Преподавание истории в школе. 1988. – № 2.
10. Короткова М.В., Студеникин М.Л. Методика обучения истории: Теоретический курс авторизованного изложения / М.В.Короткова, МЛ. Студеникин. – М., 2006. – 84 с.
11. Кудрявцев А.Е. Этапы исторического образования в трудовой школе / А.Е. Кудрявцев // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 2.
12. Постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 5 августа 1932 г. // Дубровский А.М. От проблем исторического образования к новому облику исторической науки / А.М. Дубровский // Открытый текст. Электронное периодическое издание http://www.opentextnn.ru/history/historiografy/?id=2991
13. Скальская А.А. Теория и методика обучения истории / А.А.Скальская. – М., 2003. – 86 с.
14. Топчиева В.И. Эволюция школьного исторического образования в России XVI1I-XIX вв / В.И. Топчиева //Российская культура XXI века глазами молодых ученых. Материалы межрегиональной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых. – Краснодар, 2001. – 100 с.
15. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования / Ю.Л. Троицкий // История. – 1994. – № 4.