Введение
Глава 1. Развитие школьного образования России с древнейших времен до начала 19 века
1.1 Особенности развития школы в Киевском государстве
1.2 Развитие школы на Руси в 13-17 вв
1.3 Школа в России в 18 веке
Глава 2. Развитие школьного образования России с начала 19 века до начала 20 вв
2.1 Особенности развития школы в первой половине 19 в
2.2 Особенности развития школы во второй половине 19 в
2.3 Особенности развития школы в начале 20 в
Заключение
Список литературы
Актуальность рассмотрения вопроса развития школьного образования в России с древнейших времен и до начала 20 века обусловлена несколькими причинами.
С одной стороны, сегодня, в условиях ускорения темпа жизни, усложнения и повышения требований к выпускнику школы, уровню его образованности и уровню развития личностных качеств, явно ощущается потребность в адаптации школьного образования к требованиям современности. Предпринимаются многочисленные попытки внести новшества в существующую систему, однако эти попытки требуют тщательного анализа, в том числе и с позиций исторических, с тем, чтобы исключить заведомо неперспективные и поддержать те, которые могут быть полезны.
Задачи:
1. охарактеризовать особенности развития школы в Киевском государстве;
2. охарактеризовать развитие школьного образования на Руси в 13—17 веках;
3. рассмотреть развитие школьного образования в России в 18 веке;
4. рассмотреть особенности развития школы в 19 веке;
5. охарактеризовать особенности развития школы в начале 20 в.
Теоретической основой исследования выступили работы Г.В. Вернадского, Е.Н. Медынского, Н.А. Константинова, М.Ф. Шабаева, Л.Д. Латышиной и др.
Основным методом, использованным при написании данной работы, был метод анализа справочной и исторической литературы.
Структура работы представлена введением, двумя главами и заключением. В первой главе рассмотрено развитие школьного образования в период с древнейших времен до 18 века. Вторая глава охватывает период с начала 19 по начало 20 вв.
1. Вернадский Г.В. История России. Киевская Русь Т.2 М., 2000. – 400 с.
2. Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь Т.3 М., 2000. – 386 с.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед, учеб, заведений И.Н. Андреева, Т.е. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
4. История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2003. – 160 с.
5. Ключевский В.О. Собрание сочинений. – Том 3. – М.,1993. – 186 с.
6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1990. – 250 с.
7. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования. Credo 1998, N 2,3,6 http://www.orenburg.ru/culture/credo
8. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X-начало XX века). – М., 1998. – 324 с.
9. Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» / Электронный ресурс http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/leschin/05.php
10. Отечественное образование во второй четверти XIX в. / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2006. – №4. – С.180
11. Пряникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1994. – 92 с.
12. Савин М.В. Развитие гуманитарного образования в России середины XIX-начала XX вв. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX в.в.: Материалы конференции молодых ученых. – М., 1997. – 200 с.
13. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.: ИИЕТ РАН, 2009. – 186 с.
14. Смагина Г.И. Академия наук и развитие образования в России в XVIII веке // Вестник Российской академии наук, том 70, № 7. – 635 с.
15. Чернега К. А. Школьное образование в дореволюционной России // Электронный ресурс http://www.r-komitet.ru/vera/51.htm