Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения педагогической деятельности Антона Семеновича Макаренко
1.1. Воспитательно-образовательная деятельность А.С. Макаренко в педагогике ХХ века
1.2. Основные идеи педагогики А.С. Макаренко
Глава 2. Воспитание младших школьников в педагогике Антона Семеновича Макаренко
2.1. Социально-педагогические взгляды А.С. Макаренко на труд детей
2.2. Игра в воспитательной системе А.С. Макаренко
2.3. Взгляды А.С. Макаренко на использование перспективы в системе воспитательной работы начальной школы
Заключение
Список использованных источников
В условиях социально-экономических изменений, происходящих в современном российском обществе, востребуется человек самостоятельный, с высоким уровнем самосознания, активно познающий окружающий мир, ориентированный на сотрудничество, сотворчество, толерантно относящийся к взглядам других людей. Иными словами, человек, являющийся подлинным субъектом своей жизни и деятельности
Воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение ее в школу воспитывающую. Для эффективного педагогического воздействия необходимо выстроить воспитательную систему в школе таким образом, чтобы обеспечивалось достижение основной цели воспитательной работы в общеобразовательной школе – наиболее полного развития человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Для осуществления этой цели педагогический коллектив работает над созданием условий для развития личности ученика, личности, ориентированной на нравственные ценности: это человек с активной гражданской позицией, с высокоразвитым самосознанием, физически и нравственно здоровый человек; широко образованный и воспитанный человек.
Сегодня многие наши представления об общественных процессах, о различных исторических личностях изменяются радикальным образом. Это обусловливает необходимость углубления, уточнения, а иногда и пересмотра многих концепций, в том числе и в педагогике. Важнейшей задачей является новое прочтение А.С.Макаренко и на этой основе – дальнейшее развитие его идей.
Основу педагогического мировоззрения А.С.Макаренко составляют три главных понятия – «труд», «педагогический взрыв» и «перспективные линии».
А.С. Макаренко отрабатывал свою основополагающую идею: работа – забота. Уже в начале деятельности в полтавской колонии он видел что «соседство такого понятия, как труд, оказывалось достаточным, чтобы быть уверенным в спасительности многих средств никакого отношения к труду не имеющих». Антон Семенович видел последствия нейтральности рабочего процесса, так как связывал его с автономностью, и с тем, что труд составляют механические действия. Или выражаясь словами воспитанников А.С. Макаренко, простое механическое выполнение работы освобождает, от каких бы то ни было нравственных обязательств.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек.
Ставшие сегодня известными широкой общественности новые факты биографии А.С. Макаренко, его высказывания, архивные материалы, служебные документы – все это позволяет утверждать: личность А.С. Макаренко и значение его социально-педагогических идей не были до сих пор оценены в должной мере. Значение его идей выходит за рамки чисто педагогического приложения, эти идеи могут являться ориентирами в решении современных социальных, экономических, правовых, педагогических проблем нашего общества. Сегодня освоение и развитие идей выдающегося педагога в воспитательной практике необходимо вывести на новый уровень на основе рефлексии его опыта с учетом новых социальных, педагогических, психологических и других знаний современной науки.
Цель работы – изучить взгляд А.С. Макаренко на воспитание младшего школьника.
Объект исследования – воспитательная деятельность А.С. Макаренко.
Предмет исследования – взгляд А.С. Макаренко на воспитание младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить воспитательно-образовательную деятельность А.С. Макаренко в педагогике ХХ века.
2. Проанализировать основные идеи педагогики А.С. Макаренко.
3. Изучить особенности воспитания младших школьников в педагогике А.С. Макаренко.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Беляев В.И. Социально-педагогическая система А.С. Макаренко // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 103-111.
2. Бобырев А.В., Рудакова И.А. Воспитание личности через коллектив и в коллективе (А.С. Макаренко): осмысление прошлого // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 1. – С. 38-43.
3. Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С. Макаренко // Педагогика. – 2010. – № 8. – С. 79-84.
4. Жукова Т. Положение о международном конкурсе имени А.С. Макаренко // Народное образование. – 2014. – № 7. – С. 207-216.
5. Зарубанян Н.М. Уроки Макаренко актуальны и сегодня // Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 2. – С. 28-29.
6. Ивашкина Н.Уроки Макаренко // Народное образование. – 2014. – № 9. – С. 201-206.
7. Илалтдинова Е.Ю. Наследие А.С. Макаренко: производственный труд // Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 90-94.
8. Кубраков Г.М. По пути Макаренко: Из опыта работы Мамлютской санаторной школы-интерната / Г. М. Кубраков. – Алматы: Мектеп, 1982. – 87 с.
9. Куличкина М.И. Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 2 (40). – С. 108-110.
10. Кушнир А.М., Григорьев Д.В. Смыслы конкурса Макаренко // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 11-18.
11. Макаренко А. С.Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1983 – Т.1. – 368 с.
12. Макаренко А. С.Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1986 – Т.4. – 412 с.
13. Макаренко А. С.Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1986 – Т.5. – 397 с.
14. Макаренко А. С.Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1986 – Т.8. – 384 с.
15. Меттини Э. Социологические аспекты коллективного воспитания по А.С. Макаренко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2009. – Т. 15. – № 2. – С. 9-15.
16. Наперов В.А. Идеи А.С. Макаренко и современная школа // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 7. – С. 30-31.
17. Никольская Н.И. Сторонники трудового воспитания продолжают дело своего великого учителя. IX международный конкурс трудовых школ имени А.С. Макаренко // Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 91-96.
18. Парахонский А.П. Воспитание духовности – основа целостного образовательного пространства // Педагогика и современность. – 2012. – № 1. – С.44-51.
19. Серова А.А. Педагогическое новаторство А.С. Макаренко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. – № 1. – С. 10-14.
20. Симатова Т.В. А.С. Макаренко о хозяйственно-трудовом воспитании в семье // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 8 (52). – С. 237-241.
21. Симатова Т.В. Историческая преемственность как фактор генезиса концепции хозяйственно-трудового воспитания А.С. Макаренко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 6 (62). – С. 255-260.
22. Смогарева Н.В. Зачем мы проводим конкурс им. А.С. Макаренко // Народное образование. – 2003. – № 3. – С. 147-152.
23. Фролов А.А., Аксенов С.И. Антон Макаренко – Джон Дьюи Советского Союза? // Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 31.
24. Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю. Приоритеты педагогики А.С. Макаренко: освоение наследия // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 267-272.
25. Фролов А.А. Труд и «хозяйствование» – основа социальной педагогики А.С. Макаренко // Народное образование. – 2013. – № 4. – С. 85-88.
26. Фролов А.А. Человек в системе производства: новое в мировой практике организации труда и опыт А.С. Макаренко // Народное образование. – 2012. – № 2. – С. 11-15.