Курсовая работа|История педагогического образования

Курсовая История образования в России в 19-20 веках

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Znanie

Год: 2013 | Страниц: 25

Введение

1. Характеристика и особенности образования в России в XIX веке

1.1. Становление и развитие высшего образования в России в XIX веке

1.2. Женское образование в XIX веке

2. Развитие образования в России в ХХ веке

2.1. Становление высшего образования в ХХ веке

2.2. Реформирование образования в конце ХХ века

Заключение

Список литературы

Ведущей тенденцией в развитии образования последнего времени стало стремление к возрождению в условиях современной России различных форм образования, свойственных отечественному обществу в дооктябрьский период – гимназий, лицеев, разнообразных училищ, кадетских корпусов и т.д. Современная педагогическая теория и практика, во все более значимой степени ориентируясь на гуманистические ценности, обнаруживает тенденцию движения к идеалам истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности. Как известно, в переломные моменты Российской истории, свидетелями наиважнейшего из которых является современное поколение россиян, принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом.

Тысячелетняя история России таит немало загадок, и в последние годы наша страна открыла для себя новые и порой неожиданные варианты отечественной истории. Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы, и в настоящее время, на исходе столетия, на рубеже нового тысячелетия в общественном сознании усиливаются тенденции к осмыслению национального исторического прошлого, поиска во всем многообразии собственного исторического опыта ответов на злободневные вопросы современной эпохи, что представляется вполне закономерным и логически объяснимым явлением, – ведь только в фактологическом зеркале исторического процесса возможным является обнаружить очертания нового, грядущего, что так необходимо нашему Отечеству, пережившему в этом веке столь ужасающие по своему драматизму события.

В то же время, в условиях быстро меняющегося общества, существует реальная опасность просто отбросить старый опыт своего развития, посчитав его ненужным мусором отжившей древности. Аксиоматично, что многие из событий современной эпохи имеют свое объяснение в историческом прошлом. Исследование системы образования России представляет собой теоретический и практический интерес.

В процессе развития в образовании происходит дифференциация, и в результате возникают новые институциональные типы, виды образования в обществе. Любые общественно-политические процессы неизбежно экстраполируются на образовательные сферы. Но развитие культурных, идеологических духовных компонентов – это длительный, противоречивый и неоднозначный процесс. Культурные феномены подвержены традиционализму, крайне устойчивы, обладают свойством сопротивления трансформационным воздействиям, в особенной степени, если эти воздействия извне. Как известно, человеческая душа – это краеугольный камень в историческом процессе – здесь происходит не только формирование новых представлений на проблематику человека, его жизни и смыслов бытия, но и становление, развитие самой человеческой личности. Итогом исторического процесса в области образования выступает складывание качественно новой образовательной реальности. Результаты развития образования проявляются в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются новые духовные и культурные ценности, которые, в свою очередь, определяют новый уровень культуры общества, подготавливая тем самым предпосылки для очередных реформ в сфере просвещения.

Исторический опыт показывает, что образование сложилось в самостоятельную социальную ценность в русской культуре. Но взаимоотношения государственной власти и образования всегда были противоречивыми, полными драматизма. На протяжении всей истории России образование кристаллизируется в особый тип культурного достояния русской цивилизации. Развитие системы образования в России – это нескончаемый процесс зарождения, становления, расцвета и упадка различных типов учебных заведений, это череда сменяющих друг друга прогресса и регресса, это не однолинейный процесс, а история не только достижений, но и утрат. В многонациональной, обширной стране развитие образования протекало проблематично. В России практически отсутствовал какой-либо опыт в организации народного образования, что усугублялось полным отсутствием единства в понимании целей просвещения в правящих кругах, и школа в русском обществе, на протяжении всей своей истории развивалась в чрезвычайно трудных условиях.

Цель данной работы – проанализировать историю образования в России в 19-20 веках.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности образования в России в 19 веке.

2. Проанализировать специфику женского образования в России в 19 веке.

1. Характеристика и особенности образования в России в XIX веке

1.1. Становление и развитие высшего образования в России в XIX веке

Необходимо отметить, что первые высшие учебные заведения в России возникают задолго до появления в XVIII в. Московского университета. Так, в 1579 г. был создан Виленский университет, затем в 1632 г. основаны Киево-Могилянская академия и Юрьевский университет (ныне Тартуский), в 1687 г. – Славяно-греко-латинская академия (Москва). К этому времени западная культура имела уже значительное число известных университетов и относительно развитую систему подразделений Академии наук. За рубежом существовало три типа университетов: католический – с теологической и философской направленностью, ставивший целью подготовку к определенной практической деятельности; протестантский – стремившийся в своей деятельности к образованию как способу формирования личности в неразрывной связи науки и преподавания; американский – автономный тип университета с преобладанием юридической подготовки .

В связи с этим ориентация на западные образцы стала одной из основных характеристик развивающейся системы российского высшего образования. Изначально это выразилось в том, что, начиная с XVI в., образование в некоторых русских землях перенимает католическую, точнее иезуитскую традицию. Однако распространение этих традиций, в особенности на Украине и в центральных землях Русского государства, встретило заметное неприятие со стороны православной церкви. Следует отметить, что в начальный период развития образования широко использовался европейский опыт, приезжали зарубежные преподаватели, но, спустя долгие годы, в России выросла и состоялась своя система и свои модели образования.

1. Андреева-Бальмонт, Е.А. Воспоминания / Е.А. Андреева-Бальмонт. – М., 1996. – С. 165.

2. Ахиезер, А. С. Архаизация как методологическая проблема / А.С. Ахиезер // Общественные науки и современность. – 2001. – № 2. – С.91

3. Видт, И. А. Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: дис. … д-ра пед. наук / И.А. Видт. – М., 2003. – С.138

4. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 г. / под ред. В.Г. Кинелева. – М., 1995. – С.64.

5. Иванов, А.С. Высшая школа России в конце XIX -начале XX века: автореф. дис. … д-ра ист. наук / А.С. Иванов. – М., 1992. – С.14-16.

6. Идиатуллин А.В. Социокультурные константы развития высшего образования в России: история и современность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2008. – №4. – С.58.

7. Колесников, В.И. Русская модель высшего образования в свете Великой Победы/В. И. Колесников, Ю.Г.Круглов, Е. В. Олесеюк//Педагогика. – 2005. – № 3. – С.6-7.

8. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне / Т.А. Кузминская. – М., 1986. – С. 92-93.

9. Ладыжец, Н.С. Философия и практика университетского образования / Н.С. Ладыжец. – Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1995. – С.221.

10. Милюков, П.Н. Воспоминания/П. Н. Милюков. – М., 1991. – С.322.

11. Момот, А.И. История университетского образования в дореволюционной России / А.И. Момот. – М., 1993. – С.2.

12. Скворцова, С. Духовная жизнь гимназисток по литературным журналам, издававшимся гимназистками / С.Скворцова // Вестник воспитания. – 1986. – № 6. – С. 124.

13. Харузина, В.Н. Прошлое / В.Н. Харузина. – М., 1994. – С. 187

14. Шульгин, В.С. Средневековая культура IX-XVIII вв. / В.С. Шульгин // История русской культуры IX -XX вв. – М., 2003. – С.111.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История педагогического образования
2015 год 29 стр.
Курсовая Педагогическая деятельность А.С. Макаренко
Telesammit
Курсовая работа История педагогического образования
2015 год 28 стр.
Курсовая Совершенствование системы развивающего обучения в начальных школах России в 1960-70-х годах
Telesammit
Курсовая работа История педагогического образования
2015 год 40 стр.
Курсовая Взгляд А.С. Макаренко на воспитание младшего школьника
Telesammit
Курсовая работа История педагогического образования
2010 год 30 стр.
Курсовая Развитие школьного исторического образования в советской России и СССР (1917-1980 гг)
Telesammit
Курсовая работа История педагогического образования
2011 год 36 стр.
Курсовая Развитие школьного образования России с древнейших времен до начала 20 века

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское