Введение
1. Характеристика и особенности образования в России в XIX веке
1.1. Становление и развитие высшего образования в России в XIX веке
1.2. Женское образование в XIX веке
2. Развитие образования в России в ХХ веке
2.1. Становление высшего образования в ХХ веке
2.2. Реформирование образования в конце ХХ века
Заключение
Список литературы
Ведущей тенденцией в развитии образования последнего времени стало стремление к возрождению в условиях современной России различных форм образования, свойственных отечественному обществу в дооктябрьский период – гимназий, лицеев, разнообразных училищ, кадетских корпусов и т.д. Современная педагогическая теория и практика, во все более значимой степени ориентируясь на гуманистические ценности, обнаруживает тенденцию движения к идеалам истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности. Как известно, в переломные моменты Российской истории, свидетелями наиважнейшего из которых является современное поколение россиян, принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом.
Тысячелетняя история России таит немало загадок, и в последние годы наша страна открыла для себя новые и порой неожиданные варианты отечественной истории. Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы, и в настоящее время, на исходе столетия, на рубеже нового тысячелетия в общественном сознании усиливаются тенденции к осмыслению национального исторического прошлого, поиска во всем многообразии собственного исторического опыта ответов на злободневные вопросы современной эпохи, что представляется вполне закономерным и логически объяснимым явлением, – ведь только в фактологическом зеркале исторического процесса возможным является обнаружить очертания нового, грядущего, что так необходимо нашему Отечеству, пережившему в этом веке столь ужасающие по своему драматизму события.
В то же время, в условиях быстро меняющегося общества, существует реальная опасность просто отбросить старый опыт своего развития, посчитав его ненужным мусором отжившей древности. Аксиоматично, что многие из событий современной эпохи имеют свое объяснение в историческом прошлом. Исследование системы образования России представляет собой теоретический и практический интерес.
В процессе развития в образовании происходит дифференциация, и в результате возникают новые институциональные типы, виды образования в обществе. Любые общественно-политические процессы неизбежно экстраполируются на образовательные сферы. Но развитие культурных, идеологических духовных компонентов – это длительный, противоречивый и неоднозначный процесс. Культурные феномены подвержены традиционализму, крайне устойчивы, обладают свойством сопротивления трансформационным воздействиям, в особенной степени, если эти воздействия извне. Как известно, человеческая душа – это краеугольный камень в историческом процессе – здесь происходит не только формирование новых представлений на проблематику человека, его жизни и смыслов бытия, но и становление, развитие самой человеческой личности. Итогом исторического процесса в области образования выступает складывание качественно новой образовательной реальности. Результаты развития образования проявляются в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются новые духовные и культурные ценности, которые, в свою очередь, определяют новый уровень культуры общества, подготавливая тем самым предпосылки для очередных реформ в сфере просвещения.
Исторический опыт показывает, что образование сложилось в самостоятельную социальную ценность в русской культуре. Но взаимоотношения государственной власти и образования всегда были противоречивыми, полными драматизма. На протяжении всей истории России образование кристаллизируется в особый тип культурного достояния русской цивилизации. Развитие системы образования в России – это нескончаемый процесс зарождения, становления, расцвета и упадка различных типов учебных заведений, это череда сменяющих друг друга прогресса и регресса, это не однолинейный процесс, а история не только достижений, но и утрат. В многонациональной, обширной стране развитие образования протекало проблематично. В России практически отсутствовал какой-либо опыт в организации народного образования, что усугублялось полным отсутствием единства в понимании целей просвещения в правящих кругах, и школа в русском обществе, на протяжении всей своей истории развивалась в чрезвычайно трудных условиях.
Цель данной работы – проанализировать историю образования в России в 19-20 веках.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности образования в России в 19 веке.
2. Проанализировать специфику женского образования в России в 19 веке.
1. Характеристика и особенности образования в России в XIX веке
1.1. Становление и развитие высшего образования в России в XIX веке
Необходимо отметить, что первые высшие учебные заведения в России возникают задолго до появления в XVIII в. Московского университета. Так, в 1579 г. был создан Виленский университет, затем в 1632 г. основаны Киево-Могилянская академия и Юрьевский университет (ныне Тартуский), в 1687 г. – Славяно-греко-латинская академия (Москва). К этому времени западная культура имела уже значительное число известных университетов и относительно развитую систему подразделений Академии наук. За рубежом существовало три типа университетов: католический – с теологической и философской направленностью, ставивший целью подготовку к определенной практической деятельности; протестантский – стремившийся в своей деятельности к образованию как способу формирования личности в неразрывной связи науки и преподавания; американский – автономный тип университета с преобладанием юридической подготовки .
В связи с этим ориентация на западные образцы стала одной из основных характеристик развивающейся системы российского высшего образования. Изначально это выразилось в том, что, начиная с XVI в., образование в некоторых русских землях перенимает католическую, точнее иезуитскую традицию. Однако распространение этих традиций, в особенности на Украине и в центральных землях Русского государства, встретило заметное неприятие со стороны православной церкви. Следует отметить, что в начальный период развития образования широко использовался европейский опыт, приезжали зарубежные преподаватели, но, спустя долгие годы, в России выросла и состоялась своя система и свои модели образования.
1. Андреева-Бальмонт, Е.А. Воспоминания / Е.А. Андреева-Бальмонт. – М., 1996. – С. 165.
2. Ахиезер, А. С. Архаизация как методологическая проблема / А.С. Ахиезер // Общественные науки и современность. – 2001. – № 2. – С.91
3. Видт, И. А. Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: дис. … д-ра пед. наук / И.А. Видт. – М., 2003. – С.138
4. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 г. / под ред. В.Г. Кинелева. – М., 1995. – С.64.
5. Иванов, А.С. Высшая школа России в конце XIX -начале XX века: автореф. дис. … д-ра ист. наук / А.С. Иванов. – М., 1992. – С.14-16.
6. Идиатуллин А.В. Социокультурные константы развития высшего образования в России: история и современность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2008. – №4. – С.58.
7. Колесников, В.И. Русская модель высшего образования в свете Великой Победы/В. И. Колесников, Ю.Г.Круглов, Е. В. Олесеюк//Педагогика. – 2005. – № 3. – С.6-7.
8. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне / Т.А. Кузминская. – М., 1986. – С. 92-93.
9. Ладыжец, Н.С. Философия и практика университетского образования / Н.С. Ладыжец. – Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1995. – С.221.
10. Милюков, П.Н. Воспоминания/П. Н. Милюков. – М., 1991. – С.322.
11. Момот, А.И. История университетского образования в дореволюционной России / А.И. Момот. – М., 1993. – С.2.
12. Скворцова, С. Духовная жизнь гимназисток по литературным журналам, издававшимся гимназистками / С.Скворцова // Вестник воспитания. – 1986. – № 6. – С. 124.
13. Харузина, В.Н. Прошлое / В.Н. Харузина. – М., 1994. – С. 187
14. Шульгин, В.С. Средневековая культура IX-XVIII вв. / В.С. Шульгин // История русской культуры IX -XX вв. – М., 2003. – С.111.