ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика и особенности педагогической деятельности Антона Семеновича Макаренко
1.1. Новаторство А.С. Макаренко в педагогике ХХ века
1.2. Педагогическая концепция А.С. Макаренко
Глава 2. Трудовое воспитание как основа воспитательной системы Антона Семеновича Макаренко
2.1. Трудовое воспитание в педагогической концепции А.С. Макаренко
2.2. Внедрение идей трудового воспитания А.С. Макаренко в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Педагогическая система А.С. Макаренко связана с той творческой работой, которую проводили отечественные учителя, начиная с 30-х годов ХХ века, и проводят до настоящего времени. Труды А.С. Макаренко переведены на 42 языка мира.
Во многих странах создаются научные центры по изучению его педагогического наследия. В г. Москве такой научный центр многие годы возглавляла Р.М. Бескова (сейчас она живет в США и там продолжает эту творческую работу). В Германии в Марбургском университете по инициативе профессора Л. Фрезе создана лаборатория «Макаренко-реферат», ею издано более 20 томов Собрания сочинений А.С. Макаренко, более 15 томов «Ученых записок», собираются и систематизируются материалы к полной биографии выдающегося педагога и писателя. Создан Русский центр при Гарвардском университете (США), Германский институт во Франкфурте-на-Майне и другие центры. Проводятся международные симпозиумы в России, Англии, Дании, Финляндии, Польше, Венгрии, Израиле, Швейцарии и других странах. Педагогическая общественность высоко оценивает педагогическую деятельность А.С. Макаренко и призывает педагогов различных стран широко изучать и применять созданную им систему воспитания.
Труды, опыт А.С. Макаренко принадлежат не только истории. Проведенная им детальная разработка принципов и условий организации «техники» и «технологий» процесса воспитания не потеряла своей практической ценности. А.С. Макаренко является крупнейшим ученым и педагогом-практиком.
Инновационный педагогический опыт и научное наследие А.С. Макаренко продолжает вызывать интерес педагогической общественности, учителей, воспитателей как в нашей стране, так и за рубежом.
Цель работы – провести исследование педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Объект исследования – воспитательная деятельность А.С. Макаренко.
Предмет исследования – формы и методы педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Задачи:
1. Изучить новаторство А.С. Макаренко в педагогике ХХ века.
2. Проанализировать педагогическую концепцию А.С. Макаренко.
3. Изучить специфику трудового воспитания в концепции А.С. Макаренко.
4. Рассмотреть внедрение идей трудового воспитания А.С. Макаренко в современных условиях.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Андриади И.П., Куракина Е.Б. Педагог и писатель А.С. Макаренко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2008. – № 1. – С. 5-9.
2. Ахияров К.Ш. Антон Семенович Макаренко о трудовом воспитании (К 115-й годовщине со дня рождения) // Образование и наука. – 2003. – № 1 (19). – С. 172-175.
3. Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С. Макаренко // Педагогика. – 2010. – № 8. – С. 79-84.
4. Жукова Т. Положение о международном конкурсе имени А.С. Макаренко // Народное образование. – 2014. – № 7. – С. 207-216.
5. Зарубанян Н.М. Уроки Макаренко актуальны и сегодня // Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 2. – С. 28-29.
6. Ивашкина Н.Уроки Макаренко // Народное образование. – 2014. – № 9. – С. 201-206.
7. Илалтдинова Е.Ю. Наследие А.С. Макаренко: производственный труд // Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 90-94.
8. Кубраков Г.М. По пути Макаренко: Из опыта работы Мамлютской санаторной школы-интерната / Г.М. Кубраков. – Алматы: Мектеп, 1982. – 87 с.
9. Куличкина М.И. Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 2 (40). – С. 108-110.
10. Кушнир А.М., Григорьев Д.В. Смыслы конкурса Макаренко // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 11-18.
11. Макаренко А. С.Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1986 – Т.8. – 384 с.
12. Макаренко А. С.Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1983 – Т.1. – 368 с.
13. Макаренко А. С.Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1986 – Т.4. – 412 с.
14. Макаренко А. С.Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1986 – Т.5. – 397 с.
15. Меттини Э. Социологические аспекты коллективного воспитания по А.С. Макаренко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2009. – Т. 15. – № 2. – С. 9-15.
16. Наперов В.А. Идеи А.С. Макаренко и современная школа // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 7. – С. 30-31.
17. Никольская Н.И. Сторонники трудового воспитания продолжают дело своего великого учителя. IX международный конкурс трудовых школ имени А.С. Макаренко // Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 91-96.
18. Павлова М. П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность / М. П. Павлова. – М.: Высшая школа, 1980. – 287 с.
19. Серова А.А. Педагогическое новаторство А.С. Макаренко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. – № 1. – С. 10-14.
20. Симатова Т.В. А.С. Макаренко о хозяйственно-трудовом воспитании в семье // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 8 (52). – С. 237-241.
21. Симатова Т.В. Историческая преемственность как фактор генезиса концепции хозяйственно-трудового воспитания А.С. Макаренко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 6 (62). – С. 255-260.
22. Смогарева Н.В. Зачем мы проводим конкурс им. А.С. Макаренко // Народное образование. – 2003. – № 3. – С. 147-152.
23. Фролов А.А. Человек в системе производства: новое в мировой практике организации труда и опыт А.С. Макаренко // Народное образование. – 2012. – № 2. – С. 11-15.
24. Фролов А.А., Аксенов С.И. Антон Макаренко – Джон Дьюи Советского Союза? // Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 31.
25. Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю. Приоритеты педагогики А.С. Макаренко: освоение наследия // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 267-272.